Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Село Чёрная Речка возникло в начале 20 века. В 1891 году поселения на месте нынешнего п. Ч. Речка ещё не существовало. В начале 20 века началось очередное заселение Урала - переселение крестьян из центральной России в соответствии со Столыпинской реформой. Поселения эти имели искусственный характер и именовались по номерам на карте расселения. В журналах Красноуфимского Земского Собрания имеется информация о посёлке № 84 "Чернореченский", из которой следует, что он существовал уже в декабре 1911 года. С большой долей вероятности, учитывая названия соседних населённых пунктов, можно утверждать, что посёлок № 84 "Чернореченский" и есть наша Чёрная Речка.

Итак, изначально наша Чёрная Речка появилась как поселение крестьян, образованное в соответствии с переселенческими планами Столыпинской реформы. При строительстве Казанбургской железной дороги в ЧР жили строители дороги, а затем - обслуживающий персонал одноимённого железнодорожного разъезда.

В мае - июне 1914 г. было начато строительство железнодорожного пути на всех 9-ти участках линии Казань - Екатеринбург, в том числе на 7-м Красноуфимском. В 1916 - 1918г.г. сданы в эксплуатацию искусственные сооружения линии - тоннели и виадуки. Трёх пролётный виадук в районе ЧР построен по проекту инженера П.В. Щусева. В августе 1919 г. был начат набор штата на предприятия железнодорожного узла Красноуфимск и линейные станции, значит и на разъезд Чёрная Речка. В июне 1918 г. на Урале началась гражданская война. Вдоль линии недостроенной железной дороги велись ожесточённые бои. По воспоминаниям уроженца ЧР Анатолия Оголихина - его бабушка рассказывала, что по горе вдоль пруда проходили отряды "белых". Сам А. Оголихин рассказывает, что был свидетелем находки в пруду ЧР винтовки-трёхлинейки и слышал об обнаружении там же пулемёта "Максим".

В первой половине 20 века железная дорога в России работала на паровозной тяге. Путевое хозяйство в те годы было невысокого качества: шпалы укладывали в основном непропитанные, балластом служил песок, рельсы использовались легкого типа. Примитивным был и подвижной состав. Поезда составляли из 20 - 30 маленьких вагонов, вели их паровозы серии «ОВ». В качестве топлива использовались дрова, скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный страх. Каждый состав сопровождали 10 тормозильщиков и 3 паровозника. Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы - керосиновыми лампами.

На Урале добывались и ныне добываются драгоценные камни и благородные металлы. До революции в Красноуфимске жили скупщики платины. Житель ЧР Жерлыгин Владимир Илларионович сообщает, что по воспоминаниям его матери, за горой в речке Саранинке один человек мыл золото уже в советское время. Не зря, должно быть, одно из окрестных мест называется "Золотые ключи".

Первым промышленным предприятием в ЧР был Чернореченский лесоучасток лесного отделения Казанской железной дороги. Вероятно, основным продуктом предприятия были дрова для паровозов и отопления производственных и жилых помещений железной дороги. Вероятно, Казанский лесоучасток был образован в конце 20-х годов прошлого века. Прекратил свою производственную деятельность на территории ЧР лесоучасток в начале 60-х г.

Вторым промышленным предприятием стал Чернореченский лесопункт Красноуфимского леспромхоза. Красноуфимский леспромхоз (сначала называвшийся лесоучастком, затем мехлесопунктом) был образован в 1932 году. Можно предположить, что примерно в это время и возник Чернореченский лесопункт. По сравнению с Казанским участком лесопункт быстро рос и к середине 50-х годов превратился в мощное лесозаготовительное предприятие.

После восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, в Советском Союзе стала развиваться промышленность в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого нужно было увеличить пропускную способность железнодорожной магистрали, соединяющей центр страны с Востоком. В апреле 1958 г. на участке Казань - Свердловск было открыто движение на тепловозной тяге, а в 1959 г. проведена полная замена паровозов на тепловозы. В 1960 - 1965 г.г. на линии Казань - Свердловск проводилось строительство вторых путей. Мехколонна №33 треста "Югстроймеханизация", возводившая ж.д. насыпи и пути и Мостопоезд №406, строивший виадуки и мосты, стали базироваться в ЧР. Население посёлка в это время выросло до 2,5 - 3 тыс. человек. По воспоминаниям Некрасовой Т.П., работавшей секретарём избирательной комиссии, в посёлке в один из годов начала 60-х было зарегистрировано порядка 1200 избирателей. Документально установлено, что в 1962 г. на избирательном участке по выборам в Верховный Совет СССР в п. Ч. Речка было зарегистрировано 852 избирателя.

С середины 60-х годов население посёлка начало неуклонно сокращаться. Во-первых, была истощена лесосырьевая база лесопункта, во-вторых, было закончено строительство вторых путей в районе Красноуфимска и строители покинули ЧР. В 1973 году Чернореченский лесопункт был закрыт, что послужило началом ликвидации всех культурно-бытовых учреждений и постепенного оттока населения. От полного исчезновения ЧР спасает только наличие ж.д. станции.

В настоящее время из всех благ цивилизации в посёлке имеется электричество, водоразборная колонка с электронасосом, телевидение, спутниковый таксофон и ж.д. станция. Нельзя не отметить, что в посёлке имеется свой фельдшер - это местный житель Пикулева Тамара Михайловна.

Источник: Информационный портал ГО Красноуфимск

//Твой посредник. – 2015. - №27. – С. 10-11