Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Солнечным и теплым осенним днем прошлого года я с группой башкирских краеведов побывал в старин­ном селе Нижнеиргинском. Обсудив интересующие их темы, гости из Башкирии при­няли предложение местного краеведа Татьяны Савельевны Смирновой посетить школьный музей, который она готовила к официальному открытию.

Среди экспонатов заметное место занимали самовары. На одном, похоже, самом древ­нем, из них красовались не­сколько медалей с различных выставок.

- Да, - с гордостью пояснила краевед-экскурсовод. - Наши иргинские самовары, брали медали на выставках в России, возможно, и за рубежом, но пока не имеем документаль­ных подтверждений. Надеемся со временем найти. Вот нашла же я документ, свидетельству­ющий, что в нашем селе Нижнергинском еще в начале XVIII века делали самовары. Так что претендуем на звание родины этого чуда.

Я это знал. А вот башкирские гости выслушали новость и с изумлением, и с некоторым сомнением. Мол, а как же зна­менитая поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят», и сложившееся мнение, что именно Тула является родиной самовара?

В ответ Татьяна Савельевна поведала такую историю. Она отыскала научную статью со­трудника Института истории и археологии УрОРАН Николая Корепанова. В ней приводится выдержка из документа, обнаруженного в государственном архиве Свердловской области. В 1740 году екатеринбургские таможенники, описывая товар одного из купцов, задержанно­го на одной из дорог, ведущих в обход таможенного поста, сделали в книге регистрации следующую запись: «Самова­ры нижнеиргинские, приборы медны, луженые, весом 16 фунтов, заводские». То есть прямо указано и место проис­хождения этих «приборов», и условия производства - завод­ские. Да и вес, по нынешнему чуть больше шести с полови­ной килограммов, солидный, изготовить такую штуковину в домашней мастерской вряд ли кто возьмется. Ситуация стано­вится понятной, когда из архи­вных источников узнаём, что еще в 1729 году предпринима­тель Осокин основал на реке Иргине медеплавильный за­вод, выпускавший медную по­суду качеством и видом даже лучше той, что делалась на демидовских заводах Каменно­го Пояса, как тогда называли Урал. Журналистка Светлана Добрынина, обнародовавшая факт производства самоваров в селе Нижнеиргинском, выска­зала предположение, что их везли в дар чиновникам Екате­ринбурга, по тем временам это была большая ценность. Пото­му и предпочли купцы объезд­ную дорогу, чтобы не «светить­ся» перед властью. Да вот по­пались - не повезло им. Зато повезло краеведам: благодаря описи таможенников засвиде­тельствован сам факт наличия самоваров почти 280 лет на­зад. Но, вероятно, их производ­ство было налажено еще рань­ше. Когда и кем конкретно, воз­можно, стоит поискать.

А туляки, очевидно, просто воспользовались секретами уральцев и усилиями фабри­канта Назара Лисицина в 1778 году открыли масштабный заводской промысел. Позднее стали на выставки ездить, за рубеж в том числе, привозить медали. И с тех пор пошла сла­ва о тульском самоваре - потомке уральского. Интересно бы знать, признают ли туляки своего предка? А вот уральс­ким ученым стоило бы автори­тетно заявить о приоритете Урала перед Тулой, восстано­вив тем самым историческую справедливость и в учебниках, и в энциклопедиях.

Впрочем, есть и другие вер­сии происхождения самоваров. По западной - якобы идею это­го прибора позаимствовал ПетрПервый в Англии, где изготовляли в то время дутые «чайные урны» с внутренним подогревом. Другое предполо­жение - о восточных мотивах: народы за Уралом тоже делали дутые сосуды с подогревом, в которых на базарах носили для продажи горячий напиток из меда с пряностями - сбитень.

Но лишь уральцы могут зая­вить: мы начали водогрейный сосуд ковать по частям. Снача­ла дутьем делали шарообраз­ное съемное тулово, внутри него крепили трубу для тяги, затем приделывали поддон с ножками, на котором крепилась жаровня. Все остальные дета­ли, вроде краника и узорчатых крышек, монтировались в пос­леднюю очередь. Причем, «при­бор» старались делать не толь­ко функционально полезным, но и максимально красивым, ведь он ставился в центр се­мейного стола, и им гордились, его берегли и передавали по наследству как семейную ре­ликвию. Поэтому Т. С. Смирно­ва надеется и просит отклик­нуться тех, у кого сохранились старинные самовары. Потому что чем плоха идея: создать в селе Нижнеиргинском музей уральского самовара? Чтобы не в Тулу, а к нам ездили на погляд пузатого чуда иноземные гости. Да заодно подивятся на мест­ный (и единственный в России!) памятник в честь отмены кре­постного права, что воздвигли предки над селом. И тут же ко­локол, тоже удивляющий гостей села своим древним видом и мощью. Районным властям тоже стоит подумать, как вклю­чить село Нижнеиргинское в число туристических объектов области?

Виталий ПОНОМАРЕВ, председатель Красноуфимского общества краеведов .

//Знак вопроса.-2006.-№6.-С.8