Солнечным и теплым осенним днем прошлого года я с группой башкирских краеведов побывал в старинном селе Нижнеиргинском. Обсудив интересующие их темы, гости из Башкирии приняли предложение местного краеведа Татьяны Савельевны Смирновой посетить школьный музей, который она готовила к официальному открытию.
Среди экспонатов заметное место занимали самовары. На одном, похоже, самом древнем, из них красовались несколько медалей с различных выставок.
- Да, - с гордостью пояснила краевед-экскурсовод. - Наши иргинские самовары, брали медали на выставках в России, возможно, и за рубежом, но пока не имеем документальных подтверждений. Надеемся со временем найти. Вот нашла же я документ, свидетельствующий, что в нашем селе Нижнергинском еще в начале XVIII века делали самовары. Так что претендуем на звание родины этого чуда.
Я это знал. А вот башкирские гости выслушали новость и с изумлением, и с некоторым сомнением. Мол, а как же знаменитая поговорка «В Тулу со своим самоваром не ездят», и сложившееся мнение, что именно Тула является родиной самовара?
В ответ Татьяна Савельевна поведала такую историю. Она отыскала научную статью сотрудника Института истории и археологии УрОРАН Николая Корепанова. В ней приводится выдержка из документа, обнаруженного в государственном архиве Свердловской области. В 1740 году екатеринбургские таможенники, описывая товар одного из купцов, задержанного на одной из дорог, ведущих в обход таможенного поста, сделали в книге регистрации следующую запись: «Самовары нижнеиргинские, приборы медны, луженые, весом 16 фунтов, заводские». То есть прямо указано и место происхождения этих «приборов», и условия производства - заводские. Да и вес, по нынешнему чуть больше шести с половиной килограммов, солидный, изготовить такую штуковину в домашней мастерской вряд ли кто возьмется. Ситуация становится понятной, когда из архивных источников узнаём, что еще в 1729 году предприниматель Осокин основал на реке Иргине медеплавильный завод, выпускавший медную посуду качеством и видом даже лучше той, что делалась на демидовских заводах Каменного Пояса, как тогда называли Урал. Журналистка Светлана Добрынина, обнародовавшая факт производства самоваров в селе Нижнеиргинском, высказала предположение, что их везли в дар чиновникам Екатеринбурга, по тем временам это была большая ценность. Потому и предпочли купцы объездную дорогу, чтобы не «светиться» перед властью. Да вот попались - не повезло им. Зато повезло краеведам: благодаря описи таможенников засвидетельствован сам факт наличия самоваров почти 280 лет назад. Но, вероятно, их производство было налажено еще раньше. Когда и кем конкретно, возможно, стоит поискать.
А туляки, очевидно, просто воспользовались секретами уральцев и усилиями фабриканта Назара Лисицина в 1778 году открыли масштабный заводской промысел. Позднее стали на выставки ездить, за рубеж в том числе, привозить медали. И с тех пор пошла слава о тульском самоваре - потомке уральского. Интересно бы знать, признают ли туляки своего предка? А вот уральским ученым стоило бы авторитетно заявить о приоритете Урала перед Тулой, восстановив тем самым историческую справедливость и в учебниках, и в энциклопедиях.
Впрочем, есть и другие версии происхождения самоваров. По западной - якобы идею этого прибора позаимствовал ПетрПервый в Англии, где изготовляли в то время дутые «чайные урны» с внутренним подогревом. Другое предположение - о восточных мотивах: народы за Уралом тоже делали дутые сосуды с подогревом, в которых на базарах носили для продажи горячий напиток из меда с пряностями - сбитень.
Но лишь уральцы могут заявить: мы начали водогрейный сосуд ковать по частям. Сначала дутьем делали шарообразное съемное тулово, внутри него крепили трубу для тяги, затем приделывали поддон с ножками, на котором крепилась жаровня. Все остальные детали, вроде краника и узорчатых крышек, монтировались в последнюю очередь. Причем, «прибор» старались делать не только функционально полезным, но и максимально красивым, ведь он ставился в центр семейного стола, и им гордились, его берегли и передавали по наследству как семейную реликвию. Поэтому Т. С. Смирнова надеется и просит откликнуться тех, у кого сохранились старинные самовары. Потому что чем плоха идея: создать в селе Нижнеиргинском музей уральского самовара? Чтобы не в Тулу, а к нам ездили на погляд пузатого чуда иноземные гости. Да заодно подивятся на местный (и единственный в России!) памятник в честь отмены крепостного права, что воздвигли предки над селом. И тут же колокол, тоже удивляющий гостей села своим древним видом и мощью. Районным властям тоже стоит подумать, как включить село Нижнеиргинское в число туристических объектов области?
Виталий ПОНОМАРЕВ, председатель Красноуфимского общества краеведов .
//Знак вопроса.-2006.-№6.-С.8