«Замечательный подарок воинам героической Красной Армии отправили недавно рабочие вагоноремонтного завода и красноуфимские железнодорожники.
Поезд-баня уже обслуживает бойцов действующей армии. В телеграмме, присланной на днях санитарным управлением фронта, выражается глубокая благодарность трудящимся города, железнодорожникам узла и директору завода тов. Масютину за ценный культурный подарок» - такое сообщение опубликовала красноуфимская газета «Ленинский путь» в 1941 году.
А вот воспоминание, написанное в 1984 году участницей Великой Отечественной войны Марией Яковлевной Матерковой (Бушувой):
«В 1939 году я поступила в Красноуфимскую школу ФЗО (ПУ-97) на курсы помощников машиниста паровоза. В группе было 27 девушек, учебу закончили все успешно, но вот работа для нас была очень тяжелой. В 1941 году большая часть мужчин ушла на фронт, оставшиеся в тылу, чем могли, помогали с первых дней войны фронту. Красноуфимцы решили построить поезд-баню для красноармейцев. В ноябре мне, как передовой комсомолке, поручили в качестве помощника машиниста вести поезд-баню на фронт. Провожал нас весь город - на перроне устроили митинг. Под звуки духового оркестра мы въехали на первый путь - как на парад. Вагоны были покрашены яркой зеленой краской, внутри также все постарались сделать уютно и красиво. Наш маршрут лежал через Свердловск - на Ленинград. На подъезде к нему стали попадаться разрушенные и сожженные населенные пункты и станции. Далее начались бомбежки и артналеты. Было страшно... То и дело подступали мысли - доедем ли до пункта назначения, так как уехавшие вперед бани уже были разбиты фашистами и стояли «на приколе». Наконец мы добрались до станции Малые Вишеры и запустили солдатскую баню. В 5 километрах от линии фронта замаскировали поезд ветками и побелили белилами, потому что уже выпал снег. С передовой по графику приводили грязных, измученных солдат на помывку. Вся одежда прожаривалась, сушилась, солдат стригли, брили и после короткого отдыха снова в бой... Задача паровозной бригады - обеспечить бесперебойную подачу горячей воды. Качать воду приходилось ручным насосом, колонки, как правило, были разбиты. Угля не хватало - поэтому топили паровоз дровами, По ночам переезжали к другой части, чтобы вымыть следующих солдат, а днем снова топка и подача горячей воды. Спать практически не приходилось. А еще попадали под бомбежки и укрывались в лесах, вокзалах, бомбоубежищах. Весной 1942 года я сильно заболела, и меня отправили домой. Добиралась с попутным поездом-госпиталем. В районе станции Калинин нас стали бомбить с самолета. Поезд был весь разбомблен — осталось нас в живых 18 человек и 13 раненых, и вот пешком, кто как мог, добирались до Москвы. Подлечив, осенью меня снова отправили на фронт, и воевала я в зенитном дивизионе 178. В районе ст. Бологое я вновь встретила родную поезд-баню №9, любовно построенную красноуфимцами, но только разбитую и тоскливо стоявшую на запасном пути. С этой частью я прошла по Латвии, Эстонии, Польше, Германии. Победу встретила на реке Висла. Однако демобилизовали только девчат в августе 45-го, а мужчин еще оставили...»
В апреле 1942 года газета «Ленинский путь» вновь опубликовала заметку о поезде-бане №9, в которой говорилось, что бойцы Н-ской воинской части просят редакцию передать трудящимся Красноуфимска горячее красноармейское спасибо за их подарок.
По материалам краеведческого музея и музея трудовой и боевой славы ПУ-97 подготовил Анатолий Логинов
//Городок. – 2013. – 6 сент. (№36). – С. 21