Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Автобус плавно катит по асфальту под уклон по улице Ухтомского. Смотрю   на   сотни окон больших домов и вспоминаю прошлое.

Городу исполняется 240 лет. А сколько же нашему железнодорожному поселку? В 1929 году работал я в паровозном депо токарем. На этой улице было совсем немного домов барачного типа. И называлась она раньше Трактовой. А на Сосновой и Юртовской горах в то время стоял нетронутый лес. Грибы да ягоды собирали в сосняках и березняках люди.

Строительство жилья началось одновременно со строительством железной дороги где-то в период первой метровой войны. Значит, нашему поселку нет еще и ста лет. До сего времени стоят на улице Станционной те первые продолговатые просмоленные дымом паровозов дома.

В двадцатых годах в районе вокзала было построено еще около двадцати общественных домов. Но люди почти беспрерывно ехали в город из деревень, поступали работать на железную дорогу. И уже в тридцатых годах стали отводиться земельные участки под частные дома по обе стороны железной дороги.

Дома в те годы строили небольшие, перевозили свои избушки из деревень. Не до комфорта, была бы крыша над головой да тепло зимой. Ни электричества, ни радио. За водой ходили на реки — Уфу и Саргу.

Но жизнь не стояла на месте. Перед началом Великой Отечественной войны во многих домах и квартирах уже появилось радио, в 1937 году была пущена в эксплуатацию железнодорожная электростанция. Но война на несколько лет приостановила развитие.

Высокими темпами стал развиваться поселок железнодорожников после войны, особенно в пятидесятых годах. В те годы полностью были застроены домами Юртовская и Сосновая горы, в домах засиял электрический свет, по улицам проложили водопровод.

Город Красноуфимск стоит  на 7 горах и одна из них - Юртовская. Вероятнее всего, название горы произошло от слова «юрт», что значит - центр казачьего управления. Район Юртовской горы - очень красивое место, к тому же богат памятными местами. С одной стороны у подножия горы Юртовское озеро, с другой течет красавица река.

Здесь, в районе Юртовской горы, два святых места: на улице Вокзальной в 1965 г. по инициативе М.М. Брюховой, учительницы школы № 85, установлен обелиск 33 саранинским рабочим, павшим за советскую власть, возле красного уголка локомотивного депо — обелиск «Павшим работникам локомотивного депо в 1917-1967 гг».

На улице Деповской находится профессиональное училище № 97, училищу более 80 лет. В разное время носило оно разное наименование и РУ, и ФЗУ, и ТУ. Во время Великой Отечественной войны было эвакуировано 3 училища, 2 из Подмосковья и 1 из Волгограда. Было около 1500 учащихся в старом здании, занимались в 2 и 3 смены, после занятий ходили работать в локомотивное депо, помогали строить бронепоезд. Это училище закончил Герой Советского Союза Н.Ф. Сухобский. На училище установлена мемориальная доска. Бывшая 1-я Деповская переименована в улицу Сухобского. В училище хороший музей, где собран богатый материал о Н. Сухобском, установлен ему бюст. Это училище закончил В.Ф. Тулин — наш поэт-земляк. Он посвятил свое стихотворение Н. Сухобскому «Комбат Сухобский».

По улице Вокзальной напротив школы № 85 жил Алексей Константинович Телеусов, интересной судьбы человек, который пожертвовал все свои сбережения на строительство танка и самолета во время Великой Отечественной войны, получил грамоту, подписанную В.И. Сталиным. А. Телеусов геройски погиб за Родину. Здесь, на Юртовской горе, в 1951 г. была построена школа № 85. В 1967 году учениками школы был подарен автобус городу из собранного металлолома, первыми пассажирами были лучшие ученики.