В феврале 1986 года исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Пермского Государственного университета, учителя первых агрономов Урала Варгина Владимира Николаевича, начавшего свою трудовую деятельность на красноуфимской земле преподавателем и заведующим учебной фермой промышленного училища (ныне совхоза-техникума), родоначальнике научного ведения земледелия в нашей зоне. За свою плодотворную деятельность в 1923 году ему в числе трех старейших и выдающихся деятелей науки страны была назначена самая высокая пенсия, В 1924 году ему было присвоено почетное звание «Герой труда».
— Ну, барин, кажись, приехали, — проговорил кучер, остановившись у каменного здания после альней дороги по пыльному и тряскому тракту. На выложенную камнем мостовую июльским днем 1889 года сошел худенький, среднего роста, в черной косоворотке молодой человек, Это прибыл в Красноуфимск ученый-агроном Владимир Варгин.
— Весьма рад вашему приезду, Владимир Николаевич, — сказал директор Красноуфимского реального училище Н. А. Соковнин, крепко пожимая ему руку. — В очень горячее, сударь, время вы прибыли. Столько дел — уйма! Устраивайтесь, и за работу!
Поселился В. Н. Варгин на ферме в домике под сенью кудрявых берез (с 1933 года это селекционная станция). После шумной Москвы здесь было тихо и привольно. Земля на полях черная, плодородная, не чета распространенному на Урале подзолу. Травы стоят буйной стеной и наполняют воздух дурманящим ароматом. Березки с длинными зелеными косами в белых сарафанчиках радостной гурьбой сбегают со склонов гор. За горами искрится полноводная красавица Уфа. А главное — земля, черная, плодородная. «Есть где развернуться», — думал Варгин.
С детства у Володи Варгина, сына бывшего крепостного крестьянина Казанской губернии, зародилась любовь к природе, земле. После трагической смерти отца (утонул в речке) мать с сыном приехали к родственникам в Екатеринбург, С приездом на Урал тяга к природе у мальчика стала еще больше. Гимназист Варгин все свободное время проводил за городом, После окончания в 1884 году с серебряной медалью гимназии на семейном совете было решено направить Владимира в Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне Московская орденов Ленина и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).
В академии в отличие от других высших учебных заведений царил дух творчества. Многие науки преподавали ученые с мировыми именами, такие как К. А. Тимирязев, А. Ф. Фортунов. У этих выдающихся корифеев науки и учился Варгин. Учился широко смотреть на окружающий мир, приникать в глубины явлений, изучать природу и сельское хозяйство. Его привлекали и лекции, и занятия в лаборатории, и работа на ферме (так называлось учебное хозяйство).
В феврале 1889 года В. Н. Варгин успешно защитил диссертацию на тему «Зеленое удобрение и значение его для крестьянских хозяйств Пермской губернии». За обстоятельную, актуальную и оригинальную работу В. Н. Варгин был удостоен ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук.
Дел в Красноуфимске действительно было много. 27 августа 1889 года состоялось официальное открытие Красноуфимского промышленного училища (с 1875 по 1889 оно было реальным). К занятиям приступили 137 человек в общеобразовательных классах и 79 — в технических (48 на сельскохозяйственном отделении и 31 на горнозаводском).
Учиться в технические классы приехали не только из различных уездов Пермской губернии, а и из других районов страны, «Это была солидная публика: бородатые, частью семейные, поступившие сюда после окончания средней школы или «выставленные» из высших учебных заведений, — писал впоследствии питомец училища, руководитель социал-демократического кружка, а позднее большевик А. К. Суслов. — Они резко выделялись из местных мещан и представляли собой самый «беспокойный элемент» города»,
На первых порах Владимиру Николаевичу было поручено преподавать сельскохозяйственные машины и орудия, а также счетоводство, одновременно заведовать учебной фермой, руководить на ней летними практическими занятиями учащихся. В дальнейшем ему приходилось вести и многие другие предметы: общее земледелие, сельскохозяйственную экономию, организацию хозяйства, а временами агрохимию, почвоведение и зоотехнию.
Было где приложить знания, полученные в академии. Первым делом он навел порядок в использовании земли. Были введены многопольные севообороты и, в частности, предложенное Варгиным девятиполье, за которое он настойчиво агитировал в течение всей своей жизни. Оно представляет определенный интерес и сегодня.
Под руководством своего учителя учащиеся закладывали опыты, применяли передовые агрономические приемы, на практике учились добиваться высоких, устойчивых урожаев. Огромное внимание уделялось обработке почвы малоизвестными тогда пароконными плугами, культиваторами с экстирпаторными лапами, утяжеленными боронами и другими орудиями.
Наряду с растениеводством большое внимание Варгин уделял и животноводству. «Какой может быть хозяйство без животноводства!» — часто подчеркивал он. Владимир Николаевич имел в виду, конечно, интенсивное, товарное животноводство, с высокими надоями молока и суточными привесами. Он категорически не соглашался с теми, кто считал, что крестьянская корова должна быть прежде всего «навозницей».
На ферме училище разводили племенной крупный рогатый скот и племенных свиней. За породистыми поросятами приезжали сюда зажиточные крестьяне даже с Уфимской и Вятской губерний. Что касается бедняцких хозяйств, то им просто ни на что было купить породистого поросенка и тем более племенную телку. Так что прогрессивное по сути дело учебной фермы приносило пользу только зажиточно-кулацкой верхушке деревни.
Оказывали учащиеся и преподаватели училища безвозмездную помощь крестьянским хозяйствам в выходе из нужды, но зачастую безуспешно. В 90-xгодах в Зауралье случилась беда: кобылка — насекомое из саранчовых — несметными полчищами набросилась на хлебе и стала их пожирать. Тогда в училище под руководством Варгина был создан и отправлен в место стихийного бедствия отряд по борьбе с вредителями. Варгин не только руководил истреблением этого прожорливого насекомого, в и собрал важный практический материал по борьбе с ним, который на съезде агрономов Пермской губернии был единодушно одобрен.
Учащиеся любили своего учителя, он располагал к себе. Занятия Владимир Николаевич вел не спеша, строго, последовательно, научно и вместе с там просто, ясно и кратко, в форме лекции-беседы. Он стремился ознакомить своих питомцев с самым главным, с самым существенным, и это ему вполне удавалось. «Вы педагогом родились», — часто говорили ему коллеги.
Разумеется, успех сам по себе не приходил. Варгин готовился к занятиям тщательно, обдумывая, по какому плану их провести, какие сведения сообщить, какой наглядный материал использовать. Все это и принесло агроному-педагогу В. Н. Варгину заслуженный успех.
Обучая учащихся, молодой агроном-педагог пришел к выводу, что имеющиеся учебные пособия сложны и неточны, поэтому, используя свои лекции как основу, Владимир Николаевич написал в красноуфимский период жизни два пособия для учащихся низших и средних сельскохозяйственных заведений. Это «Элементарный курс общего земледелия» и пособие «Организация хозяйства».
«Элементарный курс общего земледелия» выдержал семь изданий. Автор знакомил будущих техников и мастеров сельского хозяйства с основами науки о растениях, с почвами, их удобрениями и обработкой, с семенами и посевами, с приемами ухода за растениями, Его книги не залеживались на книжных полках магазинов, расходились по всей стране.
Интересно, что седьмое издание вышло спустя двадцать четыре года после первого, уже при Советской власти, в 1921 году. В тот период наша республика испытывала острый бумажный голод, однако книга Варгина была напечатана тиражом в двадцать тысяч экземпляров. Она очень была нужна для подготовки младших агрономов.
Успешной работе В. Н. Варгина в Красноуфимске содействовал назначенный в конце 1887 года директором училища кандидат сельскохозяйственных наук Иван Иванович Барсуков, ранее преподававший естественные науки. Это был прогрессивно настроенный человек того времени, за свои взгляды по доносу жандармского начальства он в 1897 году был смещен с должности директора. Не это уже другая история.
Большую часть своего времени Владимир Николаевич Варгин проводил на ферме. В город приезжал лишь для чтения лекций. С утра и до позднего вечера его можно были встретить либо в поле, либо на ферме в кругу своих учеников.
А длинные осенние и зимние вечера он проводил дома в семье, уделяя внимание своим детям: играл с ними, читал им книжки или что-либо мастерил. Варгин очень любил детей. Вот выдержка из воспоминаний его сына Владимира Владимировича: «Семья у нас была дружная. Родители очень хорошо относились к нам, и отец все свое свободнее время (а его было мало) посвящал семье, в частности детям. Из летних развлечений (отпуск отец брал не ежегодно) отец больше всего любил вылазки с нами (сыновьями) на речку. 0бычно мы собирали грибы, разводили костры, жарили шашлыки и пили чай».
Вечерами, когда дети укладывались спать, Владимир Николаевич садился за стол к очередным занятиям, либо принимался за литературную работу. Поздно гас огонек в окнах его квартиры.
Пермское губернское земство заинтересовалось пытливым любознательным молодым агрономом-педагогом и пригласило его на съезд агрономических смотрителей. На съезде Варгин выступил с докладом и рядом предложений по улучшению земледелия. Его идеями и расчетами заинтересовались и в 1899 году пригласили на работу в Пермское земство на должность губернского агронома.
Чтобы образ В. Н. Варгина не стерся в памяти новых поколений, предлагаю в год 250-летия города Красноуфимска, в год 120-летия со дня рождения ученого установить на здании конторы селекционной станции (бывшей учебной фермы) мемориальную доску.
Н. УСОЛЬЦЕВ, преподаватель совхоза-техникума.
// Вперед. – 1986. – 19 июля.