О талантливом докторе Матвее Ивановиче Мизерове, враче вересаевского типа, было уже немало публикаций, основанных на воспоминаниях его коллег-современников, друзей, близких. В своей статье я хочу рассказать об одном из старших сыновей Матвея Ивановича - Вадиме, человеке, известном в художественной среде, но о котором на родине, к сожалению, мы узнали совсем недавно. Кто же он, неизвестный нам Вадим Матвеевич Мизеров?
Со времени рождения Вадима Матвеевича прошло 115 лет, а со времени смерти - 50. Он родился в Красноуфимске в 1889 году, был третьим ребенком в семье. Несомненно, атмосфера дома явилась основополагающей в становлении человеческих качеств сына. После окончания Тюменского реального училища он поступил на архитектурный факультет Казанской художественной школы, которую закончил с отличием в 1913. году. Учителем Мизерова был известный живописец Николай Иванович Фешин. Тогда впервые в жизни Вадим «почувствовал» родство живописи и графики и понял, что живописность заключается в умении создавать богатство тона. Его дипломный проект «Часовня для Томска» был отмечен первой премией. Так, впервые случай столкнул Мизерова и Томск.
В 1913 году его работы привлекают одного из членов объединения «Мир искусства» Е. Лансере, по просьбе которого Мизеров начинает выполнять зарисовки строений Пермской губернии для петербургского архитектурного журнала. Несомненно, что удачно выполненный заказ был бы путевкой Мизерову в Петербург. Но случилось иначе: летом 1914 г. началась первая мировая война и Вадим был мобилизован. В 1920 году он приезжает в Томск, вступает в секцию ИЗО, куда входили крупные художники В. Милашевский, М. Берингов. А. Тихомиров и др., которые одним их своих направлений в работе считали сохранение архитектурных памятников Томска путем зарисовок. Так рисунки старых домов, крылец, дворов помогли Мизерову полюбить Томск навсегда. Работая здесь, он руководил кафедрой графики и технического черчения в Политехническом институте и возглавлял художественную студию Дома ученых. О творчестве Вадима Мизерова много писал известный искусствовед П.Д. Муратов; педагогической деятельности Мизерова посвящена статья его вдовы Валентины Михайловны Гладковой в сборнике «Художественная культура и интеллигенция в Сибири», его хорошо помнят старые томичи. Но он, как и многие художники его поколения, не стал широко известным потому, что не превозносил себя, не хулил мыслящих иначе, чем он, да и потому, что жил далеко от столицы и на уговоры о переезде не поддавался. История искусства XXвека еще только начинает высвечиваться: появляются новые имена и неизвестные произведения, вслед за которыми приходит истина оценок. Творчество Вадима Мизероваво многом продолжение его личности. В жизни художнику были присущи особая пластика и артистизм. А разочарования, неудачи, губительное для него противоречие 1930 годов были скрыты от большинства глаз. Томичам осталось его богатое графическое наследие, рисунки, акварели, женские и детские портреты, бережно сохраненные его вдовой и сыном Борисом и переданные в Томский областной художественный музей. К большому сожалению, в фондах нашего музея нет ни одной работы этого замечательного мастера, но мы рады, что имя нашего бывшего земляка не находится в забвении.
ШистероваТамара Владимировна, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея
ШистероваТ. В. Из ранее неопубликованного:[В. М. Мизеров - сын М. М. Мизерова: К 150-летию со дня рождения доктора медицины, Почетного гражданина города Красноуфимска Мизерова Матвея Ивановича]/ Т. В. Шистерова // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 20. - С. 10.