Священство - есть активная сила, есть непрестанная деятельность, и поэтому около него всегда закипает ожесточенная вражда, борьба, которая ведется за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога.
Протоиерей Иоанн Восторгов
6 февраля 1861 г. в губернском г. Перми в семье протоиерея Иоанна Будрина родился сын, в святом крещении получивший имя Алексия (на фото).
С раннего детства мальчику и его сестре (имя неизвестно) прививаются понятия о кротости и послушании, о терпении, чтобы во время детских игр они не затевали ссоры или споры между собой и сверстниками, о сострадании к убогим, просящим подаяние, которых они видят во время прогулок, родители заботились о том, чтобы душа и ум чад их были открыты и для детских молитв.
Вечерние сумерки Рождественского поста. Во мраке пустынных улиц, как глаза голодной стаи волков, горят керосиновые фонари-коптилки. Чуть слышен глухой стук деревянной колотушки караульного. Уже плотно задернуты тяжелые гардины на окнах. Между ними в простенке висит большое зеркало в резной раме красного дерева. В нем отражаются зажженные сальные свечи, матушка за рукоделием. На столе начищенный медный самовар, в его поддоне еще пышут жаром сосновые шишки - он сияет и греет, как солнышко. В углу, что зовется красным, иконы - серебряные оклады поблескивают от мерцающей загадочным светом лампады. Алеша знает, что Господь незримо присутствует рядом, осеняет себя крестным знамением, испрашивает у Него благословение и с усердием приступает к детским трудам. Он терпеливо рисует, а затем вырезает из белой бумаги ангелов. Маленькая сестра, усадив куклу у теплой печи, спешит помочь ему привязать нити к поделкам. Лица детей зарумянились и сияют от радости. Они знают, что скоро под колокольные звоны в каждый храм и в каждый дом радостно войдёт Рождество. Может случиться, что дети обнаружат утром в стылых сенях, возле кадки с квашеной капустой, новые салазки.
В тихой, мирной домашней обстановке в детском сознании укрепляются понятия о христианских праздниках, о православной вере.
Время летит незаметно. Алексий возмужал и сознательно определил цель своей жизни - служение Богу. На выбор повлиял пример образцового служения о. Иоанна, благочестивая жизнь родителей. Юноша получил необходимое образование для поступления в духовную семинарию, в которую зачислен после сдачи вступительных экзаменов. В пору юности Алексий знакомится со скромной светлоглазой девушкой Капитолиной Всеволодовной, а затем венчается с ней.
В 1882 году Алексий окончил полный курс наук с аттестатом 1-го разряда и званием студента. Епископом Вассианом рукополагается в сан дьякона Благовещенской церкви мужской гимназии. С 7 мая 1882 года по 19 января 1883 года в возрасте 21 года он вступает в должность учителя и законоучителя в школе арестантского отделения.
19 января 1883 года викарным епископом Екатеринбургским Нафанаилом, викарием Пермским дьякон Алексий рукополагается в сан священника Сыринской Свято-Троицкой церкви.
За время проживания в с. Сыринске семья батюшки пополняется троимя детьми и укрепляется общими заботами, взаимопониманием, совместным преодолением житейских проблем.
16 апреля 1883 г. родилась дочь - первенец Александра.
4 апреля 1885 г. появился сын Стефан.
С 24 октября 1886 г. из колыбельки раздается детский голосок Капитолины.
С 1886 г. (по 1888 г.) в возрасте 25 лет о. Алексий утверждается членом благочиннического совета 1-го округа г. Красноуфимска. Вместо него должность законоучителя в с. Сыринске занимает выпускник Пермской духовной семинарии Иван Михайлович Луканин.
В 1887 г. иерей Алексий переезжаете семейством в уездный город Красноуфимск, куда он направлен Указом Духовной Консистории служить в домовой церкви во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия при реальном училище (основано в 1875 г.).
16 августа - венец лета. Ямщик гонит лошадей. Уже обозначилась гладь Александровского пруда в имении помещиков-дворян Голубцовых, Покровская каменная церковь (построена в 1831 г.). До Красноуфимска 11 верст. По дороге лениво бредет скот, затрудняя проезд едущей навстречу повозке семейства батюшки. В пути по пыльным дорогам все притомились, младенцы дремлют в объятиях родителей, как в теплых гнездышках. Созерцание незнакомых живописных окрестностей и мирная беседа скрадывают дорожную усталость. Проезжают мимо Хлебной площади, неподалеку от нее на берегу Уфы бабы на плотомоях полощут белье, отбивая его вальками, ритмичный звук разносится над водой.
На каменистом выступе правого берега обозначилась часовня Иосифа Песнописца и виднеется Свято-Троицкий собор.
Училище, где в домовом храме предстоит служить о. Алексию, расположено в центре города по ул. Троицкой, 51 (ныне ул. Ленина).
С августа 1887 года батюшка преподает церковно-славянский язык в низшей русско-башкирской школе 1-го разряда. Рядом с ней, возле леса, находится домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в которую вложил и свои личные средства Н. А. Соковнин. В ней перед началом учебного дня учащиеся приучаются испрашивать помощи в учении, а в течение года исповедаются и причащаются Христовых Тайн.
На занятиях о. Алексий обучает их знанию алфавита, учит осмысленно и благоговейно читать церковно-славянский текст, наполненный не только религиозным смыслом, но и красотой звучания. Иерей Алексий вырабатывает у них терпение, усидчивость: они пригодятся им в освоении ремесла при дальнейшем обучении.
Добросердечные и теплые отношения складываются у батюшки с директором училища, действительным статским советником Н. А. Соковниным, образованным, деликатным, тонким психологом, и служат доброй поддержкой на новом месте служения, как и с отцом Иаковом Братчиковым - бесхитростным, по-детски открытым для всех.
1888 г. По предложению епископа Владимира (Никольского) отец Алексий назначается членом Красноуфимского Уездного Отделения Епархиальных училищ, состоит его секретарем. Батюшке часто приходится колесить по дорогам уезда: на выпускные экзамены, с целью надзора. 28 мая он выезжает в с. Н.-Потамское с проверкой качества преподавания Закона Божия законоучителем о. И. Т. Удюрминским, работа которого отмечается «без перемен к лучшему». 29 мая о. Алексий посещает дальнее Уткинское, в котором преподавание Закона Божия учителем А. Е. Трубиным, не имеющим духовного образования, ухудшилось.
2 марта 1889 г. в семье батюшки появляется дочь Лидия.
29 апреля 1890 г. иерей Алексий переводится к Красноуфимскому Свято-Троицкому собору с увольнением от законоучительства в промышленном училище.
12 октября 1890 г. назначается помощником 1-го округа протоиерея Иакова Братчикова, престарелого уже, и утверждается законоучителем одноклассного церковно-приходского Кирилло-Мефодиевского училища, где дети познают общеобразовательные предметы и разделы Закона Божия, основы церковного пения в течение 3-х лет.
3 марта 1891 г. у о. Алексия и Капитолины Всеволодовны рождается пятый ребенок - сын. В семье радость - крещение скоро. Младенца нарекли Алексием. Таинство совершается в соборе, в зимнем зале Никольского придела (отапливаемом), в летнем (под расписным куполом) службы начинаются только с Пасхи.
Вскоре матушка вновь безропотно собирает пожитки: батюшка определен к Пермскому Спасо-Преображенскому Кафедральному собору (построен в 1819 г.).
Иерею Алексию 30 лет. С 22 июня 1891 г. по 13 сентября 1896 г. он занимает должность инспектора классов и законоучителя в Пермском Епархиальном женском училище. Ко времени преподавания иерей Алексий обрел большой духовный опыт и значительные познания в педагогике. Как инспектор он трудится над Составлением расписания уроков на неделю и тем для письменных упражнений, принимает экзамены, посещает внеурочные мероприятия.
С большой любовью батюшка наставляет юных особ духовного сословия в том, как определить им свою жизненную программу, что в своей будущей профессии они более должны стремиться к духовной пище, остерегаясь соблазна мирских развлечений и удовольствий. На уроках Закона Божия о. Алексий раскрывает ученицам нравственные, религиозные, духовные понятия, которые необходимы им в будущей профессии. Девушки - внимательные слушательницы, и добросовестно относятся к изучаемым предметам: впереди их ждет нелегкий труд.
22 июня 1893 г. семейство иерея Алексия вновь пополнилось - родилась дочь Любовь. Шестой ребенок принимает святое крещение. Имеет свой дом во владении, родной очаг, где каждому тепло в любое время.
С 4 мая 1895 г. о. Алексий исполняет обязанности ключаря Кафедрального собора вместо скончавшегося протоиерея Д. Г. Коровина, а со 2 июня назначается на эту должность, которая имеет значимость 1-го места после настоятеля. Батюшка несет ответственность за сохранность всех соборных ценностей, ведет их опись, хранит ключи от ризницы, помещений, где хранится церковная утварь, наблюдает за порядком богослужения. За период служения иерея Алексия в Кафедральном соборе храм преображается и благоукрашается.
9 мая 1902 г. о. Алексий возведен в сан протоиерея.
С 1 сентября 1904 г. он заведует церковно-приходской школой-приютом для девочек Успенского женского монастыря. Душевное тепло исходит от батюшки, когда он общается с сиротками, отторгнутыми миром, но не забытыми Богом. Он участлив и внимателен к их детским нуждам. Посещение о. Алексием школы-приюта вносит взаимопонимание и радость в жизнь учениц, наполняет ее отеческой любовью, так необходимой для них.
11 октября 1909 г. многочисленная семья протоиерея Алексия покидает Пермь. Батюшка перемещен штатным протоиереем к Свято-Троицкому собору г. Красноуфимска и тайной резолюцией назначен благочинным церквей 1-го округа, а также обременен должностью председателя Уездного Отделения Епархиального училищного совета. Работа о. Алексия сопряжена с разъездами по уезду. Кроме надзора за церковными школами протоиерей Алексий исполняет и священнические обязанности.
Одновременно с несением трудов, упомянутых выше, о. Алексий заведует одной из приходских городских школ. В 1910 г. он приобретает для школы на личные средства большую икону «художественной работы» первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.
29 января 1910 г. городское Общество, оценив организаторские и педагогические дарования, также видя в о. Алексее духовно укрепленного пастыря, избирает его членом Попечительского совета промышленного училища. Совет состоит из 11 представителей. В круг обязанностей входит обсуждение и решение вопросов помощи в предоставлении жилища учителям, особой заботы требует развивающаяся учебная ферма (с растущим на ее базе производством и содержанием низших школ - русско-башкирской и кожевенной), об утверждении стипендии в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны.
26 августа 1912 г. Пермским губернаторским избирательным собранием в числе нескольких священнослужителей батюшка окончательно избирается в качестве члена Государственной Думы для служения на государственно-общественном поприще во славу Божию.
12 декабря 1912 года протоиерей Алексий переживает волнующий и радостный момент в своей жизни: счастье быть представленным Его Императорскому Величеству. В руках батюшки пожалованный снимок с изображением Его Величества Государя Императора Николая Второго как члену Государственной Думы, который он благоговейно хранил до последнего дня своей жизни.
1913 г. Протоиерей Алексий с матушкой Капитолиной Всеволодовной с сыном Алексием и младшей Любовью живут в северной столице - Санкт-Петербурге. Заседания Думы в Таврическом дворце батюшка посещает очень аккуратно. Когда батюшка отправляет на службу, матушка обязательно молится за него: город большой, ямщики лихие, многое непривычно, многое озадачивает.
В 1913 г. к «дорогому деданьке» и родным приезжает погостить внучка Леночка Будрина[1].
До 25 февраля 1917 г. протоиерей Алексий продолжает участвовать в работе Государственной Думы 4 и последнего созыва, а затем возвращается на пастырское служение в г. Красноуфимск. Вскоре после кончины Императора Николая Второго зверски замучен и расстрелян не отрекшийся от Господа 57-летний протоиерей Алексий Будрин.
1918 г. - в сентябрьский субботний день во второй его половине протоиерея Алексия повели под конвоем, словно разбойника, на «партизанское поле»[2]. Народ спешит за батюшкой с плачем.
Батюшка, облаченный в белую ризу, стоит безмолвно, руки выпрямлены вдоль туловища. Наперсный крест отливает позолотой в серый скорбный день. Длинные пряди волнистых каштановых волос ниспадают за плечи. Лик кажется светящимся непонятным светом.
Вдруг прозвучали шесть выстрелов в сторону батюшки. Но он стоит неподвижно, после седьмого - падает. Лицо его чистое, не залито кровью. Куда попала пуля - Богу весть. Теплится ли жизнь в теле о. Алексия, или оно бездыханно тоже - Богу весть.
Красные лиходеи привязали тело к лошади - головой под удары копыт. И поволокла его несчастная скотинка через железнодорожные стальные пути. Гнали бессловесное животное по Никольской (ныне Интернациональная) улице. На перекрестке улиц Почтовой и Никольской, №74, возле дома купца Ф. А. Рычкова[3], поднял кто-то бронзовую медаль на реверсе: «В память 300-летия Царствования Дома Романовых. 1613-1913». Возле дома купца Ивана Артемьевича Шевелина (на пересечении улиц Никольской, №79, и Соболевской, №8)[4], в котором расположился ревком, лошадь остановили. Злодеяние завершилось 15 сентября 1918 г. в районе Пещерного лога[5]. 17 сентября город заняли колчаковцы. Родная сестра о. Алексия на месте казни среди других истерзанных и расстрелянных опознала тело батюшки по перстню на пальце, так как лицо мученика было изуродовано прикладом винтовки[6].
Наталия Брагина
Городок. – 2006. - № 2. – С. 20, № 3. – С. 17, № 4. – С. 17, № 5. - С. 17
[1]Елена Ивановна Будрина (1903-1976 гг.) родилась в с. Поташка Красноуфимского уезда (ныне Артинский район), где в Покровской церкви (построена в 1843 г.) служил ее отец иерей Иоанн.
[2] В 1918 году - картофельное поле. Сейчас на этом месте стоит больничный комплекс.
[3]Ныне угол Куйбышева и Интернациональной, бывшая столовая №4.
[4] Ныне угол улиц Интернациональной и Советской
[5]Ныне Холодный лог, расположен возле гор Березовой и Могильной (за кладбищем).
[6]1924 г. В с. Нижнеиргинском на свадьбе Елены Ивановны Будриной и Павла Дементьевича Торопова, сына владельца кожевенного предприятия, гость - чекист. Он, рассматривая семейный альбом, узнал в одном из снимков о. Алексия, спросил: «Кто это?». Получив ответ, сказал, что это он расстрелял батюшку из маузера. На свадебном снимке рукой Елены Ивановны поставлена дата гибели ее дедушки: «15.09.1918». В июне 1934 г. она приедет с 5-летним сыном Юрием в Красноуфимск на место земного упокоения дорогого их сердцу человека.