Пассажирский поезд, легонько покачиваясь на рельсах, тронулся в путь. За окном медленно проплыло здание вокзала станции Красноуфимск. «Ну, вот и свиделись, сейчас домой, в Красноярск, А ведь узнала она меня сразу, по голосу, хоть и говорит, что память плохая стала. Да, идут годы. А, кажется, совсем недавно детали вместе. Ирина - командиром корабля, я - радистом». Пожилой мужчина задумчиво глядел в окно поезда, за которым скрылись последние домики незнакомого маленького городка.
О визите красноярского гостя напоминало висящее на стене в рамочке благодарственное письмо за подписью генерального директора Красноярской авиакомпании «КрасЭйр» Б.М. Абрамовича. Тридцать лет посвятила Ираида Федоровна Вертипрахова развитию авиации на красноярской земле. Вот уже 18 лет женщина, под руководством которой экипаж лайнера ИЛ-62 в 1977 году установил мировой рекорд скорости, чемпион СССР по затяжным прыжкам с парашютом, рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях, та, которая связала всю свою жизнь с авиацией, проживает в городе Красноуфимске.
Когда Ирине было 10 лет, во сне она увидела луну: огромную, ярко-желтую и одинокую среди миллиарда звезд. Пророческими оказались эти слова: судьба сложилась так, что не было у Ирины ни мужа, ни детей. Когда завязывался с кем-то роман, что-нибудь да мешало его продолжению. Однажды в Москве познакомилась с видным парнем, но отъезд, планируемый через два дня, вдруг неожиданно передвинули вперед. Так больше и не видела Ираида этого паренька. Судьба, значит, такая.
Какими путями пришла она в авиацию, для самой Ираиды Федоровны все еще остается загадкой. Трудно было в то время пробиться в летчики. После окончания Свердловского медучилища Ирина, уроженка Красноуфимска, уже твердо знала, что она будет летать. Случайно оказавшись однажды возле дома на улице Малышева и увидев прохожего аэрофлотца, спросила: «Где учат на летчиков?» С удивлением узнала, что стоит прямо возле этого дома. Еще больше удивились летчики, когда молоденькая девчушка настойчиво твердила, что она хочет научиться летать. Оказалось, что аэроклуб только еще организовывался. Добилась, чтобы ее приняли, но проходила немного времени и оставила занятия. Случайно, увидела в троллейбусе начальника клуба. Он убедил девушку продолжать учебу. После этого разговора Ирина ни разу не пропустила ни одного занятия.
Помнит непередаваемое чувство, когда впервые очутилась в самолете. По приказу инструктора повторила один из виражей. Тот удивленно посмотрел на девушку и спросил: «Ты раньше летала?». Ответа и не ждал, так как, видимо, был уверен, что она уже имеет достаточный опыт полетов. Поблажек в ее жизни не было. Еще в детстве Ирина, постоянно находившаяся в обществе мальчишек, научилась никогда не плакать и не жаловаться. Уже находясь среди опытных летчиков-ассов, принимала участие в самых рискованных полетах.
После окончания Саранской летной школы в 1955 году Ирина была направлена в Красноярский аэроклуб в качестве летчика-инструктора по парашютной подготовке. Тогда за плечами было всего лишь 3 прыжка. Но она никогда не останавливалась перед трудностями. Прыгая сама и совершенствуя технику прыжков, учила этому молодых ребят. Их готовили к службе в армии в воздушно-десантных войсках. Остался в памяти паренек один, который никак не мог преодолеть страх перед прыжком. Так он и не прыгнул, не стала Ирина «бросать» его.
В книге «Гражданская авиация в лицах» рассказано о людях, кто связал свою жизнь с авиацией. Есть там и Ираида Федоровна Вертипрахова. Шестнадцать тысяч часов таково общее летное время Ираиды. Освоив все новые поколения воздушных лайнеров: ЯК-12, АН-2, ЯК-18, ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-154, в 1962 году 8 марта Ираида Федоровна поднялась в небо на ПО-2. На страничках ее первой летной книжки выведено ровным почерком: «взлет - отлично, разворот - отлично, посадка - отлично». За 22 года полетов, начиная от второго пилота до командира экипажа, Ираида Федоровна не имела упущений в своей работе. В ее семейном альбоме хранится фотография, где она, единственная среди мужчин, знаменитых летчиков. Фотография сделана в Москве, в Кремле. Тогда, в 1978 году, правительством ей было присуждено звание «Заслуженный пилот СССР». Позднее она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
На мое утверждение о том, что наш город должен гордиться такими людьми, как, Ираида Федоровна, она ответила: «Как-то искали меня знакомые. Парнишки ответили, в каком подъезде живет тетенька-летчица, но давно это было. Вот перед 8 Марта поздравили из Красноярска, а так никто не приходит. И я никуда не хожу. Даже не знаю, где больница в городе находится».
От Красноярска до Красноуфимска - 40 часов пути. От администрации города до дома 73-лстней Вертипраховой Ираиды Федоровны 5 минут езды.
«Во сне я все еще летаю», - синие глаза Иранлы Федоровны смотрят вдаль, туда, где в голубом небе оставил за собой белесую полоску ТУ-154.
Марина Стахеева
Стахеева М. От Красноярска до Красноуфимска - 40 часов пути:["З асл. пилот СССР", рекордсменка И. Ф. Вертипрахова]/ М. Стахеева // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 11. - С. 3.