Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Это - человек армейской закалки и многие красноуфимцы видели его в офицерской форме. Да и сейчас он нередко надевает офицерскую фуражку или плащ, когда идет по делам, обычно - за кого-нибудь хлопотать перед властями. Такой уж характер у этого отставного военного - постоянно кому-нибудь помогать. Хотя уже и годы немалые - нынче, 13 ноября, исполнится 87.

Вообще-то Иван Климентьевич - уроженец Белоруссии (родился в деревне Живоглотовичи Краснослободского района Минской области), сын крестьян. Закончил семилетку в родном селе, потом - Слуцкое педучилище, после которого учительствовал в деревне Макраны своего района (преподавал белорусский и русский языки, литературу). Затем по комсомольскому набору был направлен в Сталинградское военное училище, где выучился на летчика в 1938 году. Что делал в Иране - не рассказывает, мол, об этом в открытой печати писать не рекомендуется. А вот другой факт: в апреле 1942 года попал на войну в качестве командира стрелковой роты в звании лейтенанта. Видимо, воевал храбро, так как успел получить медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Но вскоре попал в госпиталь после ранения на Волховском фронте и полгода провел на больничной койке, в основном в Березняках Пермской области. Здесь и познакомился с будущей женой Валентиной.

На фронт больше попасть не довелось. Но военная служба продолжалась: в 1943-45 годах заведовал учебной частью курсов «Выстрел», после окончания войны был направлен в Свердловский облвоенкомат, где прослужил до 1947 года. Затем служба военкомом в Билимбае, откуда в 1952 году был направлен на такую же должность в Красноуфимск, где семья и осела (к тому времени у супругов уже было двое детей).                   

Восемь лет прослужил Иван Климентьевич вонкомом в Красноуфимске - до звания подполковника. Стал широко известен в городе, как активист военно-патриотической работы и вообще деятельный, инициативный коммунист. Возглавляемый им военкомат был одним из лучших в области. После выхода в отставку два года работал замполитом в ремесленном училище (пригодились педагогические навыки). Затем был направлен начальником недавно созданного автопредприятия и три года проработал здесь, пока новый коллектив не набрал силу. И директором пивзавода пришлось поработать — новое производство требовало решительного, умелого руководителя, каким зарекомендовал себя Иван Климентьевич. Последнее место работы: городское общество «Знание», куда   его   направил   горком партии.

В  двадцатых числах сентября юбилейного года все центральные газеты сообщили, о новых мировых рекордах, установленных шестью советскими летчицами на пассажирском самолете «ИЛ-62М».  «Комсомольская правда» 17 сентября в  репортаже «Выше облаков, быстрее ветра» писала: «Собственно, все началось с того, что все мужчины ушли. Это было одно из главных  требований. Ушли  инструкторы и техники. Отошли в сторону репортеры, сделав первый кадр, похожий на фотографии «на память».

Собственно, с этих первых репортажей, заметок в центральных газетах все началось и в нашем городе. Многие узнали в командире прославленного женского экипажа, после не раз показанного по телевизору, Ираиде Федоровне Вертипраховой свою землячку, а Вера Ивановна Вертипрахова — свою дочь.

Да, И. Ф. Вертипрахова — командир женского экипажа, установившего в канун 60-Летия Великого Октября пять мировых рекордов, родилась и выросла в Красноуфимске. Здесь и сейчас живут ее бабушка, мать, сестра. Здесь ее одноклассники, учителя. Сюда, в наш город, к самым близким людям сразу же после полетов всей душой рвалась Ираида Федоровна.

При встрече мать и бабушка не могли ничего говорить. Слезы радости и счастья — вот и все, чем они встретили дочь и внучку на родном пороге.

Прилетела Ираида Федоровна из Москвы на родину всего на несколько дней. Хотелось побыть с близкими, отдохнуть душой, успокоить старых матерей. А тут делегация из школы, где раньше училась сама. Что сказать им, нынешним пионерам и комсомольцам? Она-то прекрасно сейчас знает, что только человек поднимает самолет в воздух, учит умную машину не бояться высоты, скорости, расстояния. Человек может вывести машину на рекорд. В Советском Союзе воздушные лайнеры пилотируют около ста женщин. Для установления мировых рекордов выбрали шесть. Ираида — их командир. Почет и величайшая ответственность. На них смотрит весь мир...