Марийское население на Урале в конце XIXи начале XXвека было почти поголовно неграмотным, хотя делались попытки научить писать и читать жителей марийских сел и деревень. Так, упоминание об открытии первых школ для мари на Урале относится к 1862-63 годам. В Красноуфимском уезде эта проблема тоже решалась. В трех марийских деревнях: Юве, Б-Тавре и Тебеньковой, а позднее и еще в семи населенных пунктах появились школы. Но учителями в них работали люди случайные, не имеющие ни общеобразовательного, ни педагогического образования.
Деятели миссионерского ведомства ставили при этом одну цель: путем обучения детей в этих школах воспитывать население мари в духе подчинения и почитания существующих за конов. Но задача эта не была выполнена. Так, в Верхпотамской школе в течение трех лет занималось всего четыре ученика, из них только двое марийцев. В Тебеньковской школе ученики вообще перестали посещать занятия, т.к. не хотели осваивать грамоту, и школу закрыли. Да и преподавание в них велось на русском языке, которого дети мари не знали.
В 1886 году Министерство просвещения царского правительства организует работу школы своего ведомства в Верхнем Бугалыше, а Красноуфимское уездное земство в Нижнем Бардыме открыло земскую своего подчинения. Но неразрешимой проблемой оставался вопрос с учителями. Наконец, в 1892 году в восемнадцати километрах от Красноуфимска начала работать второклассная учительская школа для подготовки учителей для мари. Под усадьбу для нее Красноуфимская уездная земская управа приобрела у башкирского населения 265 десятин земли. Но поступить в эту школу могли только марийцы, принявшие православную веру. Марийское же население почти полностью придерживалось языческой веры. И это было непреодолимым препятствием.
С 1882 года по 1918 г. учительская школа приняла всего 142 марийца, а окончили ее только 11. На том участке земли, вдали от тракта, стоял большой дом, где размещались классные комнаты. Здесь же жили заведующий школой и часть воспитанников. Все хозяйственные работы выполняли ученики. Наиболее бедные из них не уезжали домой и на каникулы, а оставались на сельскохозяйственные работы при школе, чтобы заработать себе средства для жизни и учебы зимой. Очень много приходилось работать беднякам и сиротам: Бобину Ефиму Елисеевичу, оставшемуся без отца и матери, Копыркину Федору Алексеевичу и Маврину Семену Афанасьевичу. Так было до революции.
После установления Советской власти в марийских деревнях начинает налаживаться дело народного образования, и теперь уже учатся не только дети, но и взрослые. Для поголовной ликвидации безграмотности открываются избы-читальни, библиотеки, клубы, народные дома. Принимается решение закрыть старую второклассную учительскую школу и открыть учительскую семинарию. Осуществлению этого плана помешала гражданская война. Красноуфимский район стал прифронтовым. Имущество и скот бывшей второклассной учительской школы были расхищены, а работники сбежали с Колчаком. Летом 1919 г. после освобождения города Красноуфимска частями Красной Армии Ювинская волость и миссионерский хутор, где находилась второклассная учительская школа, вошли в состав малой Башкирии со столицей в городе Стерлитамаке. Ювинский волостной ревком вынес решение:
Преобразовать бывшую второклассную школу на миссионерском хуторе Ювинской волости в учительскую семинарию длямари.
Возбудить ходатайство перед Наркомпросом Башкирской республики об отпуске средств на содержание семинарии.
За неимением достаточного количества лиц из мари, подготовленных к слушанию семинарских курсов, открыть при данной семинарии подготовительные группы.
Отпустить в спешном порядке в счет сметы на ремонт школьного помещения аванс в размере трех тысяч рублей.
Передать все движимое и недвижимое имущество бывшей второклассной школы в ведение марийской учительской семинарии. 28 октября 1919 г. Наркомпрос Башкирской АССР утвердил это решение, а 10 ноября 1919 г. начались занятия. Была набрана первая подготовительная группа - 27 учащихся. С этого времени появилось новое учебное заведение - учительская семинария для мари, первая в многовековой истории этого народа школа повышенного типа, предназначенная для подготовки учителей для марийских школ Урала и Предуралья.
Эта дата, 10 ноября 1919 года, считается днем основания учебного заведения.
Материал из летописи истории педколледжа подготовила В. ШУСТИКОВА
// Вперед. – 1999. – 11 июня. – С. 2