Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
О знаменитом уральском сказочнике Павле Петровиче Бажове можно сказать егоже словами: «Работа — она штука долговекая: человек умрет, а дело его останется». Идя по Свердловску, посещая дом-музей, перечитывая сказы об уральских умельцах, мы мысленно встречаемся с нашим земляком и удивляемся необыкновенной личности этого человека. До сих пор соратники по перу пишут воспоминания о писателе.
В Средне-Уральском книжном издательстве вышла переизданная и дополненная повесть «Наш Бажов», автор которой свердловская писательница Елена Евгеньевна Хоринская. На страницах этой книги рассказывается о далеком прошлом старейшего горнопромышленногоцентра Урала, об обстановке, в которой вкладывалась личность будущего писателя, показаны истоки его революционных убеждений.
Кем только ни был Бажов. Одно лишь перечисление его профессий, должностей, общественных обязанностей говорит о бурной жизнедеятелыности, энергии Павла Петровича.
Родился П. П. Бажов 28 января 1879 года в местечке Сысертского завода в семье рабочего. За острый язык отца звали «сверло». Осенью 1889 годaсемья Бажовых переехала в соседний заводской поселок Полевское, где Паша встретился с Василием Алексеевичем Хмелининым (дедушко Слышко). Это знакомство впоследствии имело большое значение для впечатлительного мальчика. Рассказы Василия Алексеевича о природных богатствах родного края полвека хранил в памяти Павел Петрович Бажов.
Бурная юность была у Бажова. Он был репортером, учредителем тайной библиотеки, участником маевок, распространителем революционных прокламаций, читателем первых ленинских книг, начинающим литературоведом. Чрезвычайный уполномоченный по продразверстке, руководящий партийный работник, пламенный трибун, отважный боец, бесстрашно сражавшийся с белогвардейцами — вот кем был П. П. Бажов в революционные годы. И всегда оставался преданным сыном Коммунистической партии.
Хорошо живописцам и графикам, они могут запечатлеть на полотне собственный вполне зримый лик. Писателю, в лучшем случае, удается выразить в своем произведении, так сказать, духовный автопортрет. Между тем интерес читателя к фигуре литератора выходит далеко за рамки критических статей и уж тем более за пределы нашей обычной журнальной справки «Коротко об авторах». Так пусть читатель увидит постоянных авторов «Урала», хотя бы нашими глазами, в повседневных деталях жизни и редакционной работы.
Климентий Борисов
Мы приглашены на собрание к свердловским писателям. В кабинете ответственного секретаря, где обычно проходят заседания, тесно. Организация большая, и не часто видишь всех вот так вместе. Уши слушают, а глаза скользят по знакомым лицам. Сознание с огорчением отмечает: годы неумолимы. Кто-то теряет свой яркий румянец, кто-то излишне погрузнел, кто-то уже задремывает на стуле, кто-то...
Стоп! Климентий Федорович Борисов!.. Кажется, год от году становится моложе. Беловолосый, по-военному коротко стриженный. Свежий загар лица. Глаза в лучиках усмешки смотрят с живой иронией. Ногам хорошо, привычно в сапогах, телу — в спортивной куртке. Во всем облике, в стройной не по летам выправке проглядывает не то бывший комиссар, не то спортсмен-охотник.
Младенческие шажки сделал он в прошлом веке. Не на материнских руках, своими ножками вступил в двадцатый, чтобы пойти и пойти постоянным современником бурной эпохи. Кем только не был!.. К писательскому труду его привели журналистские тропы. В книгах рассказов, повестей, романов отразились впечатления жизни в красивейшем районе Свердловской области, что зовут Предуральем, а конкретно привязывают к городу Красноуфимску и его окрестностям.
Не красота ли, не воздух ли тех мест дали такой заряд бодрости и физической крепости этому человеку? Впору геронтологам заинтересоваться, почему иной собрат по литературному цеху, хоть и вдвое младше, а выглядит рядом с Борисовым одряхлевшим?