Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В начале 19 в. возникла потребность в организации общественных библиотек. В городах, рабочих поселках, даже в сёлах и деревнях начали возникать библиотеки по инициативе общественных организаций и отдельных лиц. Наибольший расцвет библиотечное строительство получило с образованием земств. В 1865 г. была открыта первая земская библиотека Пермской губернии в г. Оханске.
Во второй пол. 19 в. на добровольные пожертвования местных жителей, по инициативе земств или отдельных граждан были открыты большинство общественных библиотек, ставших впоследствии городскими и районными. К концу 19 в. в основном завершился сложный процесс организации публичных библиотек.
Общественные библиотеки открывались с разрешения высших органов власти. Так проект устава Красноуфимской библиотеки рассматривал товарищ министра внутренних дел В. К. фон Плеве, ответственное лицо за библиотеку утверждалось губернатором. Вот что об этом говорилось в докладе городской управы: «…Его Превосходительства признал возможным утвердить этот проект, но при этом признано необходимость § 9 проекта добавить словами «сверх того непременными членами комитета состоят: директор местного реального училища и законоучитель местной приходской школы» и дополнить тот же § примечанием: «избранное городской думой для заведования библиотекой ответственное лицо допускается к отправлению своих обязанностей не иначе, как с разрешения Губернатора, которому принадлежит право устранять собственною властью всех вообще служащих в библиотеке лиц от занимаемых им должностей».[1] На этом же заседании был избран ответственным лицом Красноуфимской общественной библиотеки гласный городской думы, мировой судья Павел Порфирьевич Станов, который занимал эту должность по январь 1894 г.
Средства для библиотеки собирались и с помощью благотворительных спектаклей: «…инспектор народных училищ В. В. Корватовский… сочувствуя учреждению городской общественной библиотеки, желает оказать с своей стороны посильную пользу устройством любительских спектаклей, с тем, чтобы полученная от них чистая выручка послужила бы на усиление средств этой библиотеки, почему он и обращается с просьбой о разрешении на устройство спектаклей в помещении городского дома (большой зал)»[2].
18 ноября (2 декабря по новому стилю) 1887 г. после молебна в городском общественном доме состоялось открытие Красноуфимской городской общественной библиотеки, созданной по инициативе и на средства городской думы.
Член комитета библиотеки Николай Александрович Соковнин в своей речи обрисовал «значение и пользу библиотеки для города вообще и для молодого поколения в особенности, пожелал ей возможно большего преуспеяния, расширения и процветания; благодарил инициаторов учреждения ее, а также город и земство за способствование и вспомоществование в организации и в заключение просил всеми силами поддерживать эту библиотеку, этот богатый рассадник умственной силы»[3].
Инициатива устройства библиотеки принадлежала гласным городской думы секретарю городской управы И. А. Ивочкину и П. И. Серебренникову, члену городской управы. Они первые вошли с ходатайством в городскую думу об ассигновании на выписку книг и журналов единовременно 300 руб. и ежегодно по 100 руб. Просьба их об открытии библиотеки, благодаря поддержке думы, была уважена. При библиотеке имелся довольно вместительный кабинет для чтения.
Подробнее: Из истории общественных библиотек Красноуфимска, 1887-1917
Старообрядчество возникло в результате раскола в русском православии и отказа принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном (в миру Никита Минов, 1605-1681 г.г.) во второй половине 17-го века (1654 г.). Суть этих разногласий сводилась главным образом к обрядовой стороне: все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными следующие моменты:
1. богослужение только по старопечатным книгам;
2. поклонение только иконам «старого письма»;
3. признание только8-конечного креста;
4. сохранение 2-перстного крестного знамения;
5. служение на 7-ми просфорах;
6. хождение вокруг аналоя и церкви «посолонь» (по солнцу);
7. сугубую, т.е. 2-кратную аллилую;
8. написание «Исус».
Причиной дальнейшего дробления старообрядчества было - «склонность народной массы к расколу была обратно пропорциональна ее вере в возможность успехом собственными силами победить царящее зло, и что, таким образом, раскол с особенным успехом распространялся после выпавших на ее долю крупных поражений» (Г.В.Плеханов).
Старообрядчество делится на поповщину и беспоповщину, последняя делится на 4 толка:
1. беглопоповский (с конца 17-го века);
2. поморский (с 1965 г.);
3. спасовский (с конца 17-го века в керженских лесах);
4. филипповский (из поморского толка в 1737 году).