Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Статистика:
Первыми статистику умеренных и сильных сотрясений земной тверди стали вести китайцы более 3 тысяч лет назад. Есть японский каталог, он охватывает меньший период, но не содержит пропусков. Первый сейсмограф (прибор для фиксации землетрясений) был создан тоже китайцем, Чжан Хэном, в 132 году нашей эры. Это был сосуд с 4-мя головками дракона, обращенными по сторонам света, в пасти каждой головы находились металлические шарики, связанные с вертикальным маятником. При сотрясении шарик падал в рот жабы.
Электромагнитные (маятниковые) сейсмографы появились в начале 20-го века и почти одновременно были установлены в разных частях планеты. Сейчас в мире больше 1000 сейсмических станций, своего рода ушей человечества, приложенных к телу Земли, данные с них поступают в Международное сейсмическое бюро во французский город Страсбург.
В России землетрясения фиксировались в летописях, начиная с «Повести временных лет»,- около 1096 года. А наиболее полно эти явления отражены в «Каталоге землетрясений в Российской империи» (И. Мушкетов, А. Орлов), изданном в 1893 году.
Из него можно узнать, что больше всего распространены ТЕКТОНИЧЕСКИЕ землетрясения, возникающие в горных породах. А Урал - горная страна, поэтому нам интересно, насколько часты и сильны были землетрясения у нас.
Вообще-то Урал - это горная система, покоящаяся на твердой платформе. Но и она подвергалась тектоническим катаклизмам. Так, в 1798 году землетрясение было зафиксировано в Перми, Екатеринбурге, Кунгуре и Верхотурье: «В ночь на 12 мая выпал снег. В этот же день послышался глухой шум землетрясения. Оно не принесло особого вреда, но от бывшей в то время стужи на всем пространстве Пермской губернии пострадал местами хлеб, который, впрочем, потом поправился», «...в 4 часа 30 минут произошло землетрясение в городе Перми. Продолжительность - несколько секунд. В соборной церкви качались паникадила, тряслись связи и слышен был какой-то гул. В домах колебались стены и мебель, трещали окна. Сила землетрясения - 4 балла» («Каталог...», стр. 188).
В конце 17 - начале 18 веков в Российской империи сложились три главнейших тракта: Москва – Клин – Тиверь - Торжок, Вышний Волочек - Валдай - Тиула - Плавск -Мценск - Орел - Курск - Белгород, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур -Екатеринбург - Тюмень - Тобольск и далее.
Приведенный последний тракт получил название Московско-Сибирского. Его именовали в обиходе и кандальным, и тюремным, и каторжным. И в каждом из этих названий была отражена та тяжелая «обязанность», которую долгие годы несла эта знаменитая дорога. Она к тому же была самой длинной дорогой в мире, которая представляла собой единственный почтовый и торговый путь, связывающий зауральские пространства и центр России.
В 1998 году отмечалось 400-летие города Верхотурья. Дело в том, что в конце 16 века, в 1597 году, была открыта новая прямая дорога, сократившая путь в Сибирь, соединившая Солькамскую с течением Туры, в верховьях которой в 1598 году и был основан город. Он стал важнейшим транзитным пунктом. Здесь 4 века была устроена таможня, через которую шла торговля Европейской России с Сибирью.
В Петровскую эпоху на Урале возникает целый ряд заводских поселений, усиливается дальнейшая колонизация этого края. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году возрастает значение так называемой старой Казанской дороги, которая выпрямилась и пошла с Екатеринбурга на Ушкинскую слободу, Бисерть, а оттуда на Кунгур, Егошинский завод (Пермь) и Казань. (Из материалов Д. Губанова).
Известно, что самый южный вариант Сибирского тракта по маршруту Кунгур - Суксун - Златоустовское - Быково - Ачит - Афанасьевское - Кленовское - Бисерть - Киргишаны был открыт в 1783 году.
До этого эта дорога была малоустроена, почти безлюдна. К тому же Высочайшие указы от 1753 и 1758 годов грозили конфискацией всего груза тех, кто избегал Верхотурской таможни. Эту дорогу сначала использовали для курьерской связи, а с 1754 года стали возить почту. В 1763 году таможня на Бабиновской дороге упраздняется. (Из материалов Л. С. Зеленцова).
Возрастает значение дороги по указанному маршруту. Безопасность городских поселений, жителей острожков защищает целая система крепостей, которые возникли в 50-е годы 18 столетья; Кленовская и Грибовская - в 1723 году, Киргишанская - в 1734 году, Ачитская и Бисертская (в с. Афанасьевске) - в 1735 году. (Из материалов А. Барабанова).