Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Богат событиями двадцатый век. В корне изменилась жизнь всей нашей страны, в том числе и нашего города. Почти все эти изменения проходили на глазах старожилов города, на глазах первых его комсомольцев. Мы хорошо помним, каким был город шестьдесят лет тому назад.

Вся планировка и его строительство в прошлом были подчинены интересам богачей. Свои добротные дома дворянско-купеческая знать строила в самом центре города. Тут же размещались магазины.

Для развлечений стоял дворянский клуб (теперь это здание почты). Доступ в него имели только богатые. Пьяные кутежи да картежные игры — вот в основном вся программа клуба.

А в здании, где теперь размешается государственный архив, был небольшой кинотеатр «Рекорд». В народе его называли кинотеатром Морданихи, по прозвищу его хозяйки Мордановой.

От купеческих домов рукой подать до женской гимназии, городского и промышленного училищ (теперь это школа рабочей молодежи, педучилище и совхоз-техникум). Однако детей, купцов и дворян подвозили извозчики.

Тут же в центре была построена Троицкая церковь. А улица Ленина носила название Троицкой.

Неурожайные годы (а в нашем уезде они повторялись каждое десятилетие), были страшным бедствием для простого человека. Еще страшнее была империалистическая война. Сотни убитых, раненых, сирот, оставшихся без крова, — это последствия войны для красноуфимцев.

В краеведческом музее экспонируется фотография Первомайской демонстрации в города в 1917 году. На ней   отчетливо видна небольшая колонна, несущая единственный лозунг «Война до победы». Eго несла буржуазия. Единственный на фоне других лозунгов «Вся власть Советам!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Старожилы города, всмотритесь в лица идущих в этой колонне богачей. Может быть, вы узнаете и Ершовых, и Любельских, и Танжиных, и Хафизовых. Война была им на руку. Только один Хафизов, наживаясь на перепродаже хлеба, скопил миллионы рублей. Он отправлял с хлебом до 20 барж в год. Его деньги размещались в Красно уфимском, Среднеазиатском, Пермском и других банках.

Прикрываясь набожностью, они проделывали различные махинации для наживы. Откровенная народная пословица «Не обманешь, не продашь» ярко выражает их мораль.

Богоугодных заведений в городе было более чем достаточно, Священнослужители как могли, отсекали народ от политики, от борьбы за свои права. Однако даже наличие церкви в самом промышленном училище не помогло самодержавию воспитать учеников послушными и набожными. Столетняя история училища — это история революционных, боевых и трудовых традиций. Они берут начало от первого кружка техников-сельчан  Фофанова на рубеже двух столетий. В годы революционного подъема большевик Александр Рогожкин, ученик училища, возглавил городскую партийную организацию. В число первых десяти депутатов в городской Совет в 1918 году вошли тоже его выпускники Иван Юдин, Дмитрий Няшин, Иван Воронин и другие. Юдин был одним из первых председателей уездного комитета партии.

История улицы Ленина — это страничка в истории города. В те далекие годы ее называли улицей классовых противоречий. В связи с этим хочу рассказать один эпизод из периода становления советской власти.

19 сентября 1918 года. Город занят белыми. Красноуфимские полки и советские учреждения вынуждены были эвакуироваться на Песчаные горы, в Суксун.

Вдруг разнесся слух, что поймали И. С. Писцова, первого председателя горсовета, и ведут в город, в тюрьму. Очевидцы рассказывали, что на Троицкую улицу вышла толпа разъяренных жен торговцев с вилками в руках, чтобы выколоть Ивану Степановичу глаза. Этим самым они хотели отомстить председателю горсовета за то, что он взыскал с буржуазии 600 тысяч рублей контрибуции. Эти средства были израсходованы на восстановление разрушенного хозяйства города, на ликвидацию задолженности по зарплате учителям, врачам и на другие цели.

Ушло в прошлое название улицы Троицкой. Здание стоящего на ней промышленного училища, а ныне гордости нашего города — ордена Трудового Красного Знамени совхоза-техникума — взято под государственную охрану.

Расскажу еще о двух зданиях в городе — школе рабочей молодежи и педучилище. Они стали свидетелями ленинской заботы о здоровье жителей нашего города. Согласно телеграмме В. И. Ленина, в них в 1920 году были открыты госпитали для больных тифом, что спасло от смерти сотни горожан и селян. Это было проявлением заботы о человеке труда.

С приходом советской власти трудовое население города получило новую жизнь, В июле 1919 года, сразу после освобождения города от колчаковцев, пролетарская часть его была из подвалов, задворок переведена в национализированные дома дворянско-купеческой знати. Разместилось в них по несколько семей.

Большую заботу проявило наше государство об инвалидах — членах Всероссийского общества слепых. Для них организовано учебно-производственное предприятие, созданы условия для труда, построено общежитие, есть медицинский пункт, столовая.

Исчезли с улиц города источники мракобесия — церкви. В здании Троицкой церкви размещается сейчас медицинское училище, а здание тюрьмы, где тоже была своя церковь, служит задачам профессионального обучения молодежи, в нем СПТУ-11.

В корне изменился моральный облик людей, их мировоззрение, образование. По иному звучит теперь старая пословица «Без бога не до порога». Теперь мы говорим «Без бога мы идем не до порога, а к коммунизму». С каждым днем краше становится жизнь. Безвозвратно кануло в прошлое время купцов и дворян.

Нет пока на улице Ленина больших многоэтажных домов. Тем и особенна она сейчас, что здания ее, особенно те, что стоят в центре,— немые свидетели становления в городе советской власти.

Любят жители свою улицу. Они озеленили ее, построили мощеную камнем дорогу, затем покрыли ее асфальтом. А какой она бывает красивой весной, когда по обеим сторонам ее цветут яблони! И нет никакого сомнения, что в будущем улица станет еще краше!

А. БЛОХИН, ветеран партия и комсомола.

// Вперед. – 1976. – 9 июля. – С. 3-4