В локомотивном депо есть музей. Его активисты пытаются установить точную дату основания предприятия, но пока назвать ее не могут, так как существуют разные мнения. Редакция газеты «Вперед» попросила высказаться по этому поводу краеведа Л. С. Зеленцова.
Что за противоречиями?
В Красноуфимске пока не обнаружено документа, в котором бы точно указывалась дата окончания строительства и введения в эксплуатацию паровозного депо. Поэтому вынуждены судить об этом приблизительно, исходя из других документов, в которых упоминается станция Красноуфимск. В таких случаях обычно пользуются не одним источником, а обязательно несколькими, сопоставляя их. При этом часто выявляются противоречия, направляющие ход расследования в другом направлении. Поступим и мы таким же образом. Сначала сделаем выписки.
«За время первой мировой войны общество Московско—Казанской дороги практически не вело строительство новых линий. Участки Арзамас — Канаш и Юдино — Дружинино, постройка которых началась перед войной, были сданы в эксплуатацию уже в советское время, первый — в 1918, второй — в 1919 году» («Стальная магистраль Нечерноземья». Горький, 1983 г., стр. 28).
«Еще более сложное положение наблюдалось на линии Казань—Екатеринбург. Это единственная из крупных железнодорожных линий, введенная в строй в период гражданской войны... На линии Казань—Екатеринбург в дореволюционный период было сделано гораздо больше, чем на дороге Нижний Новгород—Котельнич, и ряд участков был готов к сдаче в эксплуатацию. Но разрушения из-за военных действий были так велики, что приходилось одну и ту же работу делать несколько раз» (там же, стр. 53).
«Летом положение Советской республики вновь серьезно осложнилось. По приказу Ленина необходимо было срочно, в течение двух суток, отправить по Московско—Казанской дороге из Казани одиннадцать воинских эшелонов через Москву на Петроград, и одиннадцать воинских эшелонов из Екатеринбурга по лини Казань — Екатеринбург... Скорость поездов была увеличена до 600 верст в сутки, а по линии Казань—Екатеринбург до 500. Операция по переброске войск началась вечером 10 июня, а уже в три часа ночи 12 июня последний эшелон был отправлен из Казани ранее расписания на 2 часа 14 минут» (там же, стр. 57).
«Участки Арзамас – Дружинино с ветвью на Агрыз – Воткинск, начатые постройкой перед началом империалистической войны, сданы в эксплуатацию первый в 1918, и второй в 1919 году» («Казанская железная дорога к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» Историко-экономический очерк. Казань, 1957 г.).
После революции основная часть магистрали Арзамас — Дружинино достраивалась, а головной участок линии от Дружинино до Свердловска был разобран. Поэтому все направление было лишено транзитного значения.
В справочнике «Железнодорожные станции СССР» (авторы Архангельский А. С. и Архангельский В. А., Москва, «Транспорт», 1981 г.) сообщается, что станции Саранинский завод, Красноуфимск, Уфимка, Бисерть, Дружинино, Чад, Янаул были сданы в эксплуатацию в 1919 году.
На основании этих данных кое-кто считает, что и историю красноуфимского паровозного депо следует исчислять с 1919 года. Но с выводами спешить не будем. Попробуем задать ряд вопросов.
Что значит «достраивалась и введена в эксплуатацию?» Ведь одно дело уложить несколько километров недостающих рельсов на готовое уже полотно и совсем другое — насыпать это полотно с соблюдением всех технических требований. Тут нужны специалисты. А разве просто построить водокачку на Юртовской горе, водонапорную станцию, соединить их водопроводом? А красавец вокзал? А высоченные мосты, тоннель... И все это в районе военных действий? Известно ведь, что в сентябре 1918 года все советские учреждения Красноуфимска были эвакуированы, а через несколько дней в город вошли белые. Освобождён он был только 4 июля 1919 года. Кто же достраивал железную дорогу?
Представим, что вoвторой половине 1919 года в Красноуфимск прибыл первый поезд. А станции, судя по документам, еще нет. Но ведь пробегать по 400—500 км в сутки могли только «здоровые» локомотивы, при условии регулярного их ремонта. Вывод из всего сказанного вытекает такой: все главные объекты станции к 1919 году уже существовали и построены они были в мирное для наших мест время, то есть до гражданской войны.
Обратимся теперь к материалам Красноуфимского филиала госархива. Возьмем фонд 6, опись 1 (1918—1920 годы). В этих папках нет железнодорожных документов. В те годы, как и сейчас, железная дорога имела свой архив. Но здесь хранятся протоколы некоторых заседаний Красноуфимского горисполкома, на которых обсуждались разнообразнейшие вопросы: есть документы, связанные с эвакуацией учреждений (сентябрь 1918 года) и другие. И в этих документах упоминается и железная дорога. Приведем выписки и пересказ некоторых мест.
«...Taк что горисполкому пришлось из своих средств давать в поддержку железнодорожных рабочих» (дело 7, лист 6, май 1918 года) Как видно из дальнейшего содержания документа, городская касса была почти пуста. И все-таки город пошел на помощь железной дороге. Очевидно, она играла для него огромную роль.
Обсуждались мероприятия «по избежанию непродуктивного использования железнодорожного транспорта, причиной которого является мошенничество» (лист 35).
Но особый интерес представляет папка с документами по эвакуации. В них подробно перечисляется имущество каждого учреждения и в какой вагон погружено (указывается номер вагона). Всего можно насчитать 7 вагонов (номера шестизначные), кроме того, были отдельные вагоны для охраны, словом, целый состав.
«Приняты для погрузки со склада общества Московско—Казанской железной дороги перевязочный материал, медикаменты и другие вещи в количестве 35 мест в вагон № 366999».
«При сем представляется именной список медицинского и служительского(орфография оригинала, лист 3) персонала эвакуированных советской и железнодорожной больницы».
«Погружено Московско—Казанской дорогой 45 мест».
Эти строки из документов убедительно свидетельствуют, что железная дорога на нашем участке активно функционировала уже в начале 1918 года и имела для города большое значение. Следовательно, и все сооружения станции были построены еще до революции, в том числе и паровозное депо. Когда? Думается, в 1916 году, как и здание вокзала. «Проект Красноуфимского вокзала осуществлен в натуре в 1916 году» (Дружинина-Георгиевская Е. В. и Корнфельд Я. А. «Зодчий Щусев». М., 1955 г.).
В начале я упомянул о противоречиях. Нетрудно их обнаружить и между рассматриваемыми источниками. Первое из них — между утверждением, что станция была сдана в эксплуатацию в 1919 году и документами архива, говорящими о том, что железная дорога и станция в начале 1918 года уже функционировали, а, следовательно, были построены до гражданской воины. Второе. Как можно было отправить одиннадцать воинских эшелонов из Екатеринбурга через Казань в Москву 11 июня 1919 года, если участок Дружинино — Екатеринбург был пущен только в 1924 году? Ведь Красноуфимск в те дни был в руках белых и освобожден только 4 июля. Каким путем шел эшелон с эвакуированными из Красноуфимска в Кунгур?
Л. ЗЕЛЕНЦОВ, краевед.
// Вперед. – 1988. – 5 февр. – С. 3