Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

К 100-летию со дня рождения К. Н.  Грязнова

Кенсорий Назарович Грязнов ро­дился 30 января (11 февраля) 1870 года в семье крестьянина Михайловского завода. С юных лет он был одним из главных «бунтовщиков» на заводе, за что и был в марте 1906 года «заключен под стражу в тюремный красноуфимский замок». Полиции пришлось заводить дело на К. Н. Грязнова и в 1908, и 1910 годах.

Грянул 1917 год. Кенсорий На­зарович — в гуще революцион­ных событий. В январе 1918 го­да на 1-м Красноуфимском съез­де Советов К. Н. Грязнов был избран в состав исполкома, а на заседании исполкома — первым председателем Красноуфимского уездного Совета.

Летом 1918 года на Урале уже шла гражданская война. Одно­временно с чехословацким мяте­жом на Южном Урале начались и кулацкие восстания в Крас­ноуфимском уезде. К. Н. Гряз­нов становится во главе ревкома, который организует красногвар­дейские отряды для борьбы с контрреволюцией. В это время бе­логвардейцы зверски расправля­ются с его семьей. В живых остался только сын Иван, ставший к осени 1918 года комбригом 4-й Уральской дивизии.       

С января 1919 года Кенсорий Назарович в Вятке. Он тяжело болен, но продолжает много работать.       

И в то время как полки его сына, И. К. Грязнова, успешно освобождали Урал, болезнь сделала свое дело.

Газета «Красный набат» от 2 июля 1919 года сообщала: «27 июня 1919 года после тяжелой болезни в Вятской губернской больнице скончался... Кенсорий Назарович Грязнов...

Спи спокойно, старый товарищ. Мы завтра от твоего имени скажем седым вершинам Урала:

Привет тебе, Красный Урал!»

А. НОВОКРЕЩЕНОВА

Календарь-справочник Свердловской области, 1970,  с. 32

В конце прошлого года общественность нашей страны широко отметила столетие со дня рождения выдающегося советского зодчего — академика Алексея Викторовича Щусева. Щусев оставил огромное наследие: свыше 150 проектов, десятки крупных сооружений, около ста печатных работ. Главным произведением Щусева, обессмертившим его имя, стал Мавзолей Владимира Ильича Ленина.

Мы вправе гордиться тем, что зодчий с мировым именем был и автором проекта Красноуфимского железнодорожного вокзала. Проект его был опубликован в десятом выпуске «Ежегодника общества архитекторов и художников» за 1915 год, С помощью работников городской библиотеки нам удалось получить из Свердловска эту книгу.

А. В. Щусев задумал спроектировать целый комплекс вокзалов по линии железной дороги Москва—Екатеринбург. Основная мысль заключалась в следующем. Казанский вокзал в Москве — главные «ворота на Восток», а остальные станции сделаны в стиле, соответствующем историческим особенностям области, пересекаемой в данном месте Казанской железной дорогой.

Красноуфимск, как первый от Москвы уральский город, получил вокзал, в архитектуре которого отразилась эпоха Петра I. Понятно, почему ни на одной станции нет больше такого вокзала. Это уникальное сооружение, и поэтому нам надо его беречь.

Сравнение с проектом показывает, что за 60 лет вокзал внешне не изменился, несмотря на неоднократные реконструкции. Скорее всего, это счастливая случайность. Нужно сделать так, чтобы в будущем никто не имел права самовольно изменять внешний вид вокзала, что-либо пристраивать к нему. Хорошо бы повесить со стороны перрона памятную доску, чтобы не только красноуфимцы, но и проезжие пассажиры знали, что Красноуфимский вокзал построен по проекту выдающегося архитектора А. В. Щусева, автора проекта Мавзолея В. И. Ленина.

Опубликованный в 10 выпуске «Ежегодника общества архитекторов и художников» за 1915 год проект называется «Проект станции Красноуфимск по линии Москва-Екатеринбург», а изображен на нем только вокзал. Почему так? Не ясно.

Если смотреть на вокзал с железнодорожных путей, отбросив мысленно все то, что было настроено вокруг и около него сравнительно недавно (ларьки, водоразборная колонка, пельменная), то обращает на себя внимание, что дома №№ 10, 12, 20, 22, 24 по улице Станционной удивительно сочетаются со зданием вокзала. Они образуют с ним единый ансамбль. Случайно ли это, пока неизвестно. Может быть, Щусев после опубликования проекта внес в него дополнения. А может быть, другие архитекторы внесли эти дополнения (проект частично осуществлен при участии архитекторов А. В. Снигарева, Э. Н. Норвета, В. И. Фидмана). Хорошо будет, если железнодорожникиразгадают эту загадку.

Кажется, никто еще не написал историю нашей железнодорожной станции. Во всяком случае, о ней ничего нет в музее локомотивного депо. Надеемся, что когда-нибудь этот пробел будет заполнен.

Л. ЗЕЛЕНЦОВ, Л. ХРАМОВ, преподаватели Красноуфимского педучилища.

Зеленцов, Л. С. Уникальное здание в Красноуфимске : железнодорожный вокзал / Л. Зеленцов, Л. Храмов // Вперед. - Красноуфимск, 1974. - 25 янв. - С. 4.