Значение моста через реку Уфу в г. Красноуфимске трудно переоценить. Еще в ХIХ веке для связи с Уфимской и Оренбургской губерниями, да и со многими пунктами Красноуфимского уезда содержалось две паромных переправы. После половодья сооружались временные летние мосты.
Строительство железной дороги через Красноуфимск в начале XXвека увеличило поток грузов, а значит, и нагрузку на мост. Мост быстро ветшал. Были и трагические случаи. Различное оборудование, промышленные и продовольственные товары для Артинского, Манчажского, Красноуфимского районов сгружались на ст. Красноуфимск и доставлялись к месту назначения гужевым, а позднее автотранспортом. Закрытие движения на час создавало огромные пробки.
В 1930 году было принято решение о строительстве постоянного моста, «не мешающего водозабору», т.е. ниже ул. Манчажской. В 1931 году деревянный с простым настилом и перилами мост из шести пролетов на пяти свайных опорах был построен. От напора льда его ограждали шесть «быков». Но все-таки во время ледохода мост страдал, его укрепляли тросами через береговые опоры. Так продержался он до 1943 гола, когда во время прохода воинской колонные произошла трагедия. Мост закрыли, как аварийный, построив временный, с выходом на ул. Манчажскую. В 1944 г. на месте аварийного начали строить новый мост из пяти деревянных ферм, который прослужил до 1961 года.
Хотя уже в начале 50-х годов при прохождении ежедневно 1200-1500 машин, а в период уборки урожая и вдвое большего количества, состояние моста вызывало тревогу. Контрольная комиссия в 1956 году в своем заключении требовала закрытия моста на капитальный ремонт, «состояние существующего деревянного ферменного моста критическое. Движение по нему граничит с риском, безопасность транспорта и пешеходов не может быть гарантирована». В октябре 1958 года, подсчитав материальные затраты на ремонт и содержание моста за период его эксплуатации (1944-58 гг. более 4-х млн. рублей), руководство города, и особенно Н.Ф. Кретов, настойчиво начинают пробивать идею строительства нового, железобетонного моста.
В это время шло строительство вторых ж/д путей через Красноуфимск. Н.Ф. Кретов связался с инженерами-мостостроителями, которые оценили затраты на строительство нового моста в 4 млн. рублей. Это добавило уверенности энтузиастам. Н.Ф. Кретов на уровне Министерства доказывал необходимость и рентабельность нового моста, учитывая, что лет 45-50 (при том грузопотоке) он простоит без ремонта. Поддержку получили, но это не значило, что строительство сразу начнется. Не было проекта. Обратился Кретов к тем же мостостроителям. Автором проекта нашего моста стал начальник мостового отделения Свердловского филиала Государственного института проектирования дорог и транспортных сооружений B.C. Григорьев, который подготовил техническую документацию. Строительство согласились вести подрядным способом строители мостопоезда № 406 Министерства путей сообщения СССР.
Велик был объем работ. По периметру будущих опор надо было забить на глубину 3,5-4 метра шпунтовый деревянный ряд, но получалось только на 1,5 м. На совещании решили провести дополнительное геологическое обследование дна русла и для этой, цели вызвали из Свердловска буровую партию. После обследования пришли к выводу, что деревянные шпунты надо заменить металлическими, и потребуется их около 180 тонн. Где найти этот шпунт, а кроме того, и деньги? Использовали все возможные и невозможные способы. Кретов обращается за помощью к Б.Н. Коробанову, начальнику отдела проектной группы управления автотранспорта и шоссейных дорог Свердловского облисполкома. Принимается решение: «... управлению автотранспорта и шоссейных дорог нужно безотлагательно принимать меры к снабжению мостопоезда № 406 металлическим шпунтом». Было немало и других трудностей. Не было железобетонных балок для перекрытия. Их решили изготовлять на месте (на левом берегу) красноуфимские умельцы. Может, кто-то из них жив, и они поделятся своими воспоминаниями?
Несмотря на все трудности, в начале августа 1961 года город получил новый мост. С благодарностью вспомним автора и создателей моста. Но 45-50 лет, отведенные мосту авторами, заканчиваются. Да и грузопоток в XXI веке не сравним с тем, что был во время проектирования. Найдутся ли в наше время новые Кретовы, Григорьевы и другие герои-строители, чтобы действовала на реке Уфе надежная переправа?
Маргарита СОКОЛОВА, краевед.
//Вперед.- 2006.-29 июня. - С.9