Реальное училище
В чем отличие реального училища от гимназии? Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название «гимназия» было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Большое внимание в них уделялось изучению латинского языка. Многие ученые в 16-17-м веках настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ, в которых на первом месте стояли математика и естествознание.
С введением учебных округов в России царь Александр I в 1803 году приказал «... в каждом губернском городе открыть гимназию». По Уставу 1804 года целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Были открыты в России 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Гимназии были бесплатными и всесословными. В них были запрещены телесные и нравственные наказания. Урок длился 75 минут. М.М. Сперанский ввел в гимназиях экзамены на чины.
Устав 1804 года неоднократно дополнялся и изменялся. Была введена форма для учащихся. В 1837 году установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии, когда выдавался аттестат. В 1864 году введена пятибалльная система, успехи, поведение и прилежание учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Получившие на экзаменах баллы 4 и 5 награждались книгами и почетными грамотами. 21 марта 1849 года в России была проведена очередная реформа, и курс обучения стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделения. Первое готовило для чиновничьей службы, второе – для поступления в высшие учебные заведения.
В 1864 году был введен новый Устав, отражающий потребности общества. Гимназии стали делиться на классические и реальные. Окончившие классическую гимназию принимались в университеты без экзаменов, а после реальной могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический или медицинский факультеты университетов. Телесные наказания были отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ в России. В 1871 году был издан Устав гимназий и прогимназий (действовал с некоторыми изменениями до 1917 года), а в 1872 году – Устав реальных училищ. Это было своего рода звено средней школы с 6-7 летним сроком обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т.е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. В программе реальных училищ отсутствовали древние языки, но были значительно шире, чем в классических гимназиях, курсы математики, физики и естествознания. Преподавались два «новых» иностранных языка. Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в классических гимназиях. Но, тем не менее, выпускники реальных училищ (кроме общеобразовательного отделения) могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.
Изучив Устав 1872 года, Красноуфимская земская управа решила, что земство не может ограничить свою заботу о развитии юношества только устройством народных училищ.
«Вследствие сего и имея в виду издание Устава об учреждении реальных шестиклассных училищ, Высочайше утвержденного в 15 день мая сего года, Красноуфимская Земская Управа признала уместным в настоящее время представить благоусмотрению Земского Собрания свои предложения об учреждении в г. Красноуфимске такого училища» (журнал уездного земского собрания № 3, стр. 297).
Реальные училища полностью на средства правительства открывались по распоряжению министерства народного просвещения, в ведении которого и состояли. Если же средства шли от правительства и земства, или от земства, общества и частных лиц, то для открытия училища требовалось разрешение от министерства народного просвещения, и состояли эти училища в ведении попечителей учебных округов.
По заключению комиссии, изучавшей вопрос об открытии шестиклассного реального училища в Красноуфимске, оно должно быть приспособлено к потребностям горнозаводских округов, с сельскохозяйственным отделом в 5-м и 6-м классах и особым механико-техническим отделением в высшем дополнительном классе. Принимать в это училище юношей, окончивших двухклассные училища, по результатам экзаменов.
Заслушав доклад комиссии, 3-е уездное земское собрание приняло 28 сентября 1872 года Постановление о желательности открытия шестиклассного реального училища без содержания пансиона, на средства земства с пособием от правительства. Уездной управе было поручено составить ходатайство на имя попечителя Казанского учебного округа, прося его ходатайствовать в министерстве народного просвещения об учреждении с 1873 года реального училища в г. Красноуфимске. Такое ходатайство было направлено в Казань 11 ноября 1872 года. Речь шла о постепенном открытии классов. Земская и городская управы считали необходимым «озаботиться подготовкою учащихся для III класса реального училища в здешнем городском двухклассном училище». Курс II класса городского училища по всем предметам соответствовал курсу II класса реального училища, за исключением иностранного языка, обязательного в реальных училищах.
Предложили внести в программу двухклассного училища 4 урока в неделю одного из иностранных языков (французского или немецкого). Инспектор народных училищ сообщил, что «согласно определению Попечительного Совета Управляющий Казанским учебным округом разрешил ввести в программу двухклассного училища 4 урока в неделю одного из иностранных языков». Управа назначила учителю оклад 1-го разряда 750 рублей, выделила 100 рублей на учебные пособия и дала объявление в газеты, приглашая желающих учителей соответствующей квалификации.
4-я очередная сессия уездного земского собрания в 1873 году, хотя разрешения еще не было, приняла решение: на предполагаемое реальное училище до его открытия выделять каждый год по 10 тысяч рублей, а после открытия по 15 тысяч. Решено было заняться подбором временного помещения для училища, квартиры для директора и будущих учителей.
В Казанском учебном округе решение об открытии реального училища в г. Красноуфимске было утверждено 9 октября 1873 года, а 2 сентября 1874 года получено разрешение от министерства народного просвещения открыть училище с 1875 года. Ассигнования из государственной казны 5405 рублей.
Временное помещение для училища, квартира для директора были уже готовы. 12 августа 1875 года училище было открыто при 36 учащихся. На 6-м очередном земском съезде было объявлено об учреждении конкурса «для составления обществом С.-Петербургских архитекторов проекта на постройку здания для реального училища в г. Красноуфимске», а на местном уровне – о заготовке материала для будущего строительства. Избрали членов попечительного совета.
Реальное училище в маленьком уездном городке начало работать. Состав преподавателей говорит о высоком учебном потенциале училища. Например, список в отчете 1879 года:
1. Почетный попечитель А. Д. Одинцов – горный инженер;
2. Директор И.П. Лейман – математика, физика – Главный пединститут, С.Петербург;
3. Протоиерей И.М. Братчиков-закон Божий – духовная семинария.
Преподаватели:
4. Д.М. Боголепов – химия, естественные науки – университет, С.-Петербург;
5. А.А. Петров – история, география – Варшавский университет;
6. С.И. Богословский – математика, черчение – Казанский университет;
7. Э.Э. Флюгель – немецкий язык – Берлинский университет;
8. И.И. Финевский – чистописание, рисование – звание учителя уездного училища;
9. К.И. Пономарев – пение – духовная семинария;
10. Ф.С. Мороз – врач училища – Московский университет.
Помощники классных наставников:
М.И. Балашов – Екатеринбургское уездное училище;
А.Е. Плотников – Пермская духовная семинария.
На выпускных экзаменах обязательно присутствовали представители уездного училищного совета и попечительного совета. Интересен отчет почетного попечителя Красноуфимского реального училища А. Д. Одинцова (получившего образование в Горном институте С.-Петербурга) за 1881 год: «Начав свое существование с 36 воспитанников кое-как набранных, реальное училище развивает в населении убеждение в пользе и необходимости учить детей. Число учеников растет с каждым годом и в текущем году составляет 110 человек. К сожалению, 39 учеников взяты родителями, которые из бедности не могли содержать детей отдельно от семьи». Из оставшихся 110 человек 30 были детьми дворян и чиновников, 10 – духовного звания, 6 – купцов, 64 – людей податного сословия.
Одинцов докладывал, что присутствовал на всех выпускных экзаменах в прошедшем году и испытал самое отрадное чувство: «Когда слушаешь ответы учеников по физике, алгебре, тригонометрии, видишь, как они управляются с логарифмами, как в химической лаборатории точно определяют составы неизвестных им смесей различных веществ, когда читаешь сочинения, написанные на темы, присланные в запечатанных пакетах, вскрытых непосредственно перед учениками на экзамене, то заслуга преподавателей перед обществом становится еще ярче». Особенно восхитили Одинцова успехи выпускников в знании немецкого языка: «Дети не просто не знавшие, но никогда не слыхавшие иностранных слов, с трудом добивавшиеся их правильного произношения, в 6-м классе переводят каждую книгу с русского на немецкий и обратно. Такие успехи заставляют просить земское собрание выразить преподавателю немецкого языка Э.Э. Флюгелю благодарность за его настойчивые труды на пользу учеников».
Высказывая удовлетворение успехами учеников, Одинцов заостряет внимание земского собрания на невозможности многих одаренных юношей продолжить образование в высших учебных заведениях из-за материальных затруднений. Он предлагает ходатайствовать перед министерством народного просвещения о расширении курса училища добавлением двух или трех специальных классов, учитывая нужды края. По крайней мере, необходимо добавить седьмой класс.
Уездная управа составляет такое ходатайство и просит попечителя Оренбургского учебного округа представить это ходатайство на разрешение министру народного просвещения. Но просьба была отклонена. А 26 июня 1889 года по высочайшему повелению Красноуфимское реальное училище (которое уже было известно далеко за пределами Пермской губернии) было преобразовано в «Красноуфимское промышленное училище с введением в состав его шестиклассного реального училища и среднего горнозаводского и сельскохозяйственного технического училищ».
Министр народного просвещения выразил в телеграмме от 28 августа 1889 года душевную благодарность Красно-уфимскому земству и городскому обществу по случаю открытия промышленного училища, а министр финансов в телеграмме от 29 августа 1889 года на имя городского головы тоже передал искреннюю благодарность.
В первые годы существования реальное училище на основании существующих законоположений производило испытания на звание учителей и учительниц. Например, в 1881 году было выдано 29 свидетельств:
на звание учителей городских училищ – 3,
на звание учителей сельских училищ – 15,
на звание учительниц – 8,
на звание домашних учителей – 1,
на звание домашних учительниц – 2.
Материалы о развитии училища, учебном процессе и т.д. есть в каждом томе ЖУЗС с № 2 до № 46 (подробные отчеты за каждый учебный год).
Из отчета по Красноуфимскому промышленному училищу за 1911 год:
Красноуфимское промышленное училище состоит из семи общеобразовательных классов, существующих по Уставу реальных училищ 1888 года, и четырех классов среднего сельскохозяйственного училища с приготовительным классом при них. В ведении директора училища еще находятся Красно-уфимская русско-башкирская низшая сельскохозяйственная школа первого разряда, состоящая из трех основных классов и приготовительного с двухлетним курсом, и низшая ремесленная кожевенная школа при кожевенном заводе промышленного училища, состоящая из четырех классов.
Помещения. В усадьбе училища находятся следующие здания:
1. Главное здание – каменное трехэтажное. В верхнем этаже – общеобразовательные классы и церковь; в среднем – рекреационный зал, естественно-исторический и физический кабинеты, библиотеки общеобразовательных классов: фундаментальная – 7001 том и ученическая – 4183 тома, канцелярия и учительская; нижний этаж занят столярно-токарной и кузнечно-слесарной мастерскими, столовой для учеников и служительской комнатой.
2. Трехэтажное здание общежития выстроено для учеников реального отделения. Общежитие с ноября 1905 года (временно) закрыто и с 1 сентября 1906 года занято техническими классами, которые размещены во втором и третьем этажах. Нижний этаж занят библиотеками технических классов (фундаментальная – 3868 томов, ученическая -1524 тома), складом имущества и служительской комнатой.
3. Пожертвованный городом полукаменный двухэтажный дом предназначен для приготовительного класса при техническом отделении, открытого 1 сентября 1906 года. Класс помещается в верхнем этаже, в нижнем – квартиры двух служителей и склад изделий кожевенного завода.
4. Здание химической лаборатории каменное двухэтажное.
(Описание лабораторий и других помещений в ЖУЗС №43, стр. 1132-1133, о ферме и заводах – стр. 1134).
К учебно-воспитательным учреждениям училища относятся кабинеты: естественно-исторический, зоотехнический, сельхозкабинеты, лаборатории; метеорологическая станция 2-го разряда, которая отсылает свои наблюдения ежемесячно в Екатеринбургский отдел главной физической обсерватории; учебные заводы (спиртовый, сухой перегонки дерева, кожевенный); механические мастерские; ферма: скотный и конный дворы, овчарня, помещение для молодняка крупного рогатого скота, свинарник, молотильный сарай, овин, машинный сарай, хлебный амбар, сеновал, кузница, мастерские, угольный сарай, баня, 2 казармы для рабочих, дома для заведующего фермы и эконома, 3 деревянных дома для квартир служащих, изба для рабочих, дом для летнего помещения учеников-техников.
(Далее подробно описаны обязанности директора и некоторых преподавателей, стр.1137-1138).
Преподаватели не теряли связи с ученым миром. В декабре 1911 года директор училища и один из преподавателей физики и химии были командированы в С.-Петербург на 2-й Менделеевский съезд. Там же приняли участие в съезде математиков, куда был командирован и преподаватель математики, исполняющий обязанности инспектора общеобразовательных классов. Преподаватели сельхознаук в 1910 году участвовали в работе ХХ-го съезда агрономов и председателей уездных земств Пермской губернии.
Студентов тоже старались знакомить с современным производством. Преподаватель технологии кожевенного производства инженер-технолог Виноградов с 26 мая по 1 июля 1911 года был в командировке с учениками 3-го технического класса, изучающими кожевенное производство, на кожевенных заводах в Москве, Одессе, Варшаве, Вильне, Риге и С.-Петербурге (стр. 1149-1150). Преподаватель сельхозтехнологии винокуренного производства и сухой перегонки дерева П.В. Фон-Беринг с 8 по 23 декабря был в командировке с учениками 4-го технического класса, изучающими это производство, для осмотра винокуренных заводов Видинеева (г. Уфа), Русакова (г. Самара), Пережогина (г. Сызрань), Балашова (г. Кузнецк). Неудивительно, что выпускники быстро находили работу или поступали в высшие учебные заведения.
Вот результаты выпуска 1910-1911 учебного года: в 7-м общеобразовательном классе из 14 учеников к экзаменам допущены 13, один оставлен по болезни. Экзамен выдержали все 13. из них 6 человек поступили в С.-Петербургский политехнический институт, 1 – в лесной институт, 1 -в Московское инженерное училище, четверо стали народными учителями, 1 готовится к поступлению в институт.
В техническом классе из 15 человек успешно сдали экзамены 13, двое оставлены «по малоуспешное». Из 13 человек, окончивших училище, 7 человек поступили на места земских агрономов, 1 человек оставлен преподавателем и заведующим мастерскими инструкторской школы по обработке дерева, 2 человека служат в переселенческих сельхозуправлениях, 2 человека в армии, 1 – на кожевенном заводе отца.
Строгие требования предъявлялись и к преподавателям. Сообщается, что на 1 января 1912 года вакантных должностей нет, но некоторые из них «замещены лицами, еще не утвержденными в должности». Одну из должностей, учителя русского языка и словесности, замещает окончивший курс Императорского Казанского университета М.В. Шитиков, а другую – окончивший курс Казанской духовной академии преподаватель Красноуфимской женской гимназии К. А. Куванов. должность учителя французского языка замещает домашняя учительница, прослушавшая курс Парижского университета, Ю.И. Агафонова.
... Такими были первые годы старейшего в нашем городе среднего учебного заведения. Много славных имен было в его истории.
Маргарита Николаевна СОКОЛОВА, отличник народного просвещения, краевед
// Красноуфимский край. – 2011. - №1. – С. 12-15