Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

После отмены крепостного права Россия пережила не­сколько железнодорожных «бумов», благодаря которым территория империи покрылась за короткий срок обшир­ной сетью стальных магистралей. Особенно успешными были вторая половина 1860-70 гг. Строительство желез­ных дорог шло за счет казны и на частные средства пу­тем кредитования государственных средств. На этой почве железнодорожное дело переходит в руки неболь­шой группы тузов-миллионеров, ставших по существу монополистами, железнодорожными магнатами, своеоб­разными «олигархами», взращенными, как и в наше вре­мя, на казенных деньгах. Как писал современник, на многие годы «был преподан наглядный урок сметливос­ти, ловкости в мошенничестве». Железнодорожные кон­цессии «разожгли аппетиты к грабежу и разбазариванию государственных средств в угоду союзу сановной бюрок­ратии и олигархической буржуазии». Наиболее извест­но было «среди железнодорожных королей» имя фон Мекков как выдающихся строителей железных дорог. Они имели репутацию людей «с громадным влиянием и с громадным состоянием».

Корнями фон Мекки были из Лифляндских немцев, предки которых переселились в Прибалтику из Силезии в конце 16-го века. Известность этой семье принес Карл Федорович (Карл Отгон Георг) фон Мекк (22.06.1821-26.01.1876). Немногословная загадочная фигура скром­ного инженера, сумевшего стать «железнодорожным королем», привлекла внимание в обширных источниках. С.Ю. Витте так характеризовал эту личность: «... эти же­лезнодорожные короли заняли такое положение в зна­чительной степени благодаря случайностям, своему уму, хитрости и в значительной степени пройдошеству. Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень конкретный немец, он нажил порядочное состояние, но жил доволь­но скромно».

Коротко, его карьера такова: в 19 лет становится сту­дентом Петербургского института путей сообщения и в 1844 году успешно его заканчивает, службу в ведомстве МПС начал в чине поручика, был затем инженером и инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России.

14 января 1848 года в его жизни происходит важное событие - он вступает в брак с совсем юной, 17-летней, дочерью помещика Смоленской губернии Надеждой Филаретовной Флоровской, которая стала ему верной опорой и поддержкой на протяжении их совместного жизненного пути. Брак был счастливым. Надежде Фи­ларетовне предстояло родить 11 (!) детей, из которых 9 остались в живых. Карл Федорович оставляет государственную службу и одним из первых в России включается в рискованное дело - строитель­ство железных дорог.

Начало предпринимательской дея­тельности Карла фон Мекка связано со строительством линии Москва-Коломна. Акционерами были даже великие князья Александр, Влади­мир, Алексей и наследник - царевич Николай Александрович. Эта линия с продолжением до Рязани стала од­ной из самых доходных. Фон Мекк приобрел на сооружении этой доро­ги репутацию высоко профессио­нального инженера и строителя. Мо­мент был выбран наилучший: Россия энергично покрывалась стальными рельсами, а супернизкие расценки принесли ему несколь­ко выгодных контрактов. Бывший подполковник, обыч­ный чиновник в МПС за несколько лет стал миллионе­ром: уже первый опыт дал состояние в 1,5 млн. (сереб­ром).

Жизненный путь фон Мекка-старшего оборвался 26 ян­варя 1876 года, когда он был председателем акционер­ного общества Московско-Рязанской дороги. Смерть на­ступила от сердечного приступа, причиной же была нео­жиданная семейная драма (см. журнал «Крестьянка», №1, 1990г.). Жена фон Мекка Надежда Филаретовна более известная мимолетной заочной перепиской с П.И.­Чайковским. Ей после смерти супруга удалось отстоять семейное состояние для своих многочисленных подрас­тающих детей. Н.Ф. фон Мекк пережила мужа на 18 лет: она скончалась в Ницце 14 января 1894года. Н.К. и Н.Ф. фон Мекк были похоронены на Александровском клад­бище Москвы. Их могил, как и кладбища, ныне не суще­ствует.

Имущество семьи оценивалось в 5 млн. 252,2 тыс. руб­лей, из которых на недвижимость приходилось 240 тыс. рублей в Москве - на Рождественском бульваре (Гого­левский переулок, №14), земельные владения в Звениго­родском и Подольском уездах Московской губернии, в том числе имение в Плещеево под Подольском. Налич­ные деньги и стоимость ценных бумаг исчислялась в раз­мере 7 млн. 301, 6 тыс. рублей. Согласно духовному за­вещанию наследниками были объявлены сыновья Ни­колай, Александр, Максимилиан, Владимир, дочери Александра, Юлия, Лидия, София и Людмила (двое де­тей умерли, будучи взрослыми).

Некоторое время семейное дело вел старший из сыно­вей Владимир, но подлинным продолжателем дела отца по строительству железных дорог стал Николай Карло­вич (1863-1929). Современники отмечали не только его высокую работоспособность, но и наследственную хват­ку предпринимателя. Он не имел инженерного образо­вания (был юристом), но готовясь к новой карьере, Ни­колай добросовестно овладел железнодорожными зна­ниями. Свой рабочий путь на «чугунке» он начал с «азов»: был кочегаром на паровозе, затем машинистом, после конторщиком службы движения, стрелочником, дежурным по станции, таксировщиком, работал в депо и на путях — и это с 1877 по 1891 гг.

В 1891 г. в 27 лет Николай Карлович был избран чле­ном, а затем и председателем правления Московско-Ка­занской железной дороги.

К этому же времени относится женитьба на Анне Львовне Давыдовой (родилась 9 декабря 1864 г.) из известного дворянского рода декабристов, племяннице П.И. Чайковского.

С приходом Н.К. фон Мекка, моло­дого и энергичного руководителя, на­чинается реализация обширных пла­нов нового железнодорожного стро­ительства. Он весь свой ум, энергию, практический опыт да и придворные связи направил на ее развитие.

За первые 9 лет его правления про­тяженность Московско-Казанской увеличилась в 9 раз - с 233 верст до 2, 1 тыс. верст. За 50 лет существова­ния Общества (с 1863 г.) протяжен­ность его линий увеличилась в 13 с лишним раз. Фактически в Среднем и Нижнем Поволжье была создана новая разветвленная железнодорожная сеть: Рязань-Ка­зань, Рузаевка-Пенза-Сызрань, Батраки, Инза-Симбирск, Тимирязево-Нижний Новгород. В 1903-12гг. про­ложена линия Люберцы-Муром-Арзамас, ставшая го­ловным участком громадной будущей магистрали Казань-Екатеринбург. Успеху дела способствовало, по­мимо опыта, знаний, и то, что во многих государствен­ных учреждениях, в частности, в Министерстве финан­сов, в Департаменте железнодорожных дел МПС Нико­лай Карлович имел друзей и покровителей, которые снабжали его информацией, давали советы, отстаивали его интересы, помогали устранить нежелательных кон­курентов.

Получению концессий способствовали связи фон Мек­ка с членами царской фамилии и придворными. Он пользовался поддержкой и покровительством сестры им­ператрицы, великой княгини Елизаветы Федоровны, ко­торая отзывалась о нем как о «честнейшем слуге царю и отечеству». Она сблизила его с царским двором и мно­гими петербургскими сановниками. Никто из владель­цев других железных дорог не пользовался таким доб­рожелательством и расположением высшей власти, как он.

1913 год был юбилейным годом: обществу исполнилось полвека. За это время было вложено на его улучшение и оборудование свыше 80 млн. рублей. (О технической ос­нащенности МКЖД говорилось в предыдущей статье).

В правилах Николая Карловича фон Мекка было на­ряду с техническими сооружениями строить и соци­альную инфрастуктуру. Старые люди говорили о жи­лых домах на Казанбургской линии - «фонмекковские», - это и в Ревде, и в Красноуфимске, и в Агрызе, и в Арске).

События 1905 года и возросшая конкуренция застави­ла искать пути привлечения на его предприятия рабо­чих и служащих. Численность их перед германской вой­ной достигла 30 тысяч человек. Потребовалось решать и социальные проблемы. По инициативе Николая Кар­ловича была создана потребительская кооперация, ко­торая обеспечивала железнодорожников дешевыми про­дуктами: мукой, растительным маслом, солью, крупой. В 1913 году такие магазины были открыты на 10-ти круп­ных станциях. На линии Арзамас-Муром курсировал вагон-магазин для железнодорожников. Были построе­ны дешевые многоквартирные дома в Москве и при стан­ции Москва-Сортировочная для рабочих. Была у Нико­лая Карловича мечта - обустроить образцовый поселок. Для этой цели в 32-х верстах от Москвы, близ платфор­мы Прозоровская, был приобретен более чем за 1 млн. рублей участок лесной площади в 677 десятин (1 десяти­на равна 1,09 гектара). И на этом участке, расположен­ном в сухой, с песчаной почвой местности, с прекрас­ным хвойным лесом, устроен поселок или, вернее, «го­род-сад» для постройки и сдачи жилых домов внаем служащим дороги. В поселке были устроены бульвары, мостовые, канализация, курсировали трамваи, проведе­ны электрическая и телефонная сети, водопровод. Про­ектировались также больница, туберкулезный и общий санаторий, церковь, здание для общественных собраний с театром, читальней и библиотекой и целый квартал с общежитием для детей служащих, не живущих в посел­ке. Общая смета строительства поселка составила 6 млн. рублей. Поселок задумывался как памятник 50-летию су­ществования Московско-Казанской железной дороги. Кроме того, для подготовки железнодорожных кадров были открыты техническое училище, телеграфная шко­ла.

В годы 1-й мировой войны общество оказывало по­мощь в снабжении армии хлебом, для этого были по­строены дополнительные пакгаузы и амбары. Для при­влечения квалифицированных кадров Николай Кар­лович шел на такие новшества: для индивидуального строительства всем желающим служащим дороги вы­давалась ссуда в размере трехгодичного жалования сроком на 10 лет, разрешалась и бесплатная перевоз­ка материалов для строительства дома по железной до­роге.

Семья фон Мекков известна широкой благотворитель­ностью: Надежда Филаретовна оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, но ее главная заслуга перед русской музыкой - удивительно бескорыстная поддержка П.И. Чайковс­кого, который посвятил «своему лучшему другу» 40-ю симфонию. Крупным коллекционером был внук Карла Федоровича - Владимир Владимирович фон Мекк: он был участником объединения «Мир искусства», финан­сировал издание одноименного журнала, был другом и покровителем художника М.А. Врубеля. Младший из сыновей - Александр (1865-1911гг.) - известен как со­здатель русского альпинизма, он также был прославлен­ным библиофилом, ученым-архивистом, путешественни­ком, к концу жизни он занимал пост председателя Рус­ского горного общества, был его Почетным членом. Сам Николай Карлович уделял немало внимания и благотво­рительности: он являлся членом общества распростра­нения полезных книг, гласным Подольского уезда, вме­сте с братом Владимиром сделал крупные пожертвова­ния Московскому институту благородных девиц, в котором были учреждены три стипендии имени семей­ства фон Мекк.

Валерий Ганькин

// Городок. – 2004. - № 31. –С. 14-15