Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

В свое время я писал о тюркоязычных народах Приуралья. Что касается башкир РФ, то их численность - 1678000 человек (2002 г.), в частности, и Башкортостане - 1221,3 тысячи, в Оренбургской области - 52,7, Пермской -40.7, Свердловской -37,3. Челябинской - 166,4, Курганской - 15,3. Тюменской-46600. Есть такая классификация этого народа: 1) башкиры-вотчинники и их припущенники; 2) башкиры-вотчинники; 3) башкиры из тептярей бывшего военного заведения; 4) башкиры и татары бывшего гражданского ведомства. По племенному составу: башкиры; башкиры из тептярей; мещеряки; татары. Считается, что предки башкир обитали среди огузских племен в Средней Азии в IXвеке. К 920-му году они перекочевали через Южную Сибирь в Предуралъе. Различают четыре антропологических типа: (!) сабуральский (уральская раса) - населяют северо-запад и запад Башкирии; светло-европеоидный (беломоро-балтийская) - СЗ и 3; южносибирская раса - СЗ и 3; южно-европеоидная (понтийскнй вариант, иидосредиземноморская раса) в бассейне реки Дема и ЮЗ и ЮВ горнолесистых районов. За большой исторический период образовалось более 50 башкирских племен, вот некоторые из них - ар, бисер, истяк, ишбулаг, мишар, сабир и др. Башкирский язык относится к кипчакской группе, и различают три диалекта: восточный (кувакин), южно-юрматский и западный (бурзян).

В наших краях наиболее известны таковые: дуван, кошсы, сызгы, упея.

Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).