Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Близится 100-летняя дата начала строительства железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, начало сооружения которой было на всех восьми участках в конце мая - начале июня 1914 года.

Сама идея соединения Казани и Екатеринбурга имела стратегическое значение: во-первых, эта линия по сравнению с уже действующими - Пермь-Кунгур-Екатеринбург и Сызрань-Челябинск-Владивосток - была короче на 160 верст; во-вторых, эта линия имела тупиковую ветку Агрыз - Ижевский и Боткинский заводы, которые выполняли военные заказы.

Известно, что первым проект этой линии предложил Евгений Васильевич Богданович в 1868 году, будучи в чине полковника МВД, в конце жизни полный генерал русской армии.

1914 год - год начала Первой мировой войны. С ее началом многие из инженеров этой стройки, штатные и сезонные рабочие были мобилизованы. Для восполнения штата с 1915 года на всем протяжении этой линии появились лагеря военнопленных, это были и немцы, и австрийцы, и венгры. На 27 мая 1917 года на шестом и седьмом (Красноуфимских) участках их было 1127 человек, конвой составлял 32 солдата. Эти военнопленные были заняты на строительстве тоннелей и виадуков на участке Черная Речка - Красноуфимск.

С началом антисоветских мятежей на территории Красноуфимского уезда им в приказном порядке было предложено уехать на свою родину. Многие из них вступили в интернациональные отряды Красной Армии, кое-кто обрел здесь вторую родину.

В годы гражданской войны вся магистраль оказалась в зоне боевых действий. Хотя она не была достроена, но активно использовалась и красными, и белыми. Не все знают, что правительство Колчака выделило 15 млн рублей на продолжение строительства. 14 марта 1919 года при власти белых со стороны Дружинине пришел первый пассажирский поезд. Им удалось обустроить дорогу до станции Чад. Военные эшелоны эксплуатировали линию: так, в январе 1919-го на станции Щучье Озеро были захвачены бронепоезд, 8 паровозов и 140 вагонов: со стороны красных в марте того же года диверсионные отряды белых сожгли несколько деревянных мостов, отрезали путь, и были оставлены вагоны полевого штаба и бронепоезд "Свободная Россия".

Особая страница Казанбургской - восстановление этой линии, а ущерб был большой - был разрушен Сарапульский мост через реку Каму, сожжены деревянные мосты, например через речки Стриж, Пут, на участке Дружинине - Екатеринбург были демонтированы и увязаны все рельсы. Состоялось особое совещание СНК о судьбе Казанбургской. Для восстановления этой линии была создана Запасная Армия, или 1-я Трудовая Армия, состоявшая из вчерашних красноармейцев Восточного фронта, в частности из 2-й и 5-й армий.

К 1 февраля 1920 года на всем протяжении линии были проведены восстановительные работы, и это дало возможность открыть сквозное движение: 1 июля 1920-го в Екатеринбург из Москвы прибыл первый пассажирский поезд; до этого по всем магистралям осуществлялось только военное сообщение.

С началом Отечественной войны на Красноуфимском отделении Казанской железной дороги было введено военное положение.

Десятки и сотни железнодорожников были призваны в ряды сражающейся армии, многие пошли добровольцами. В условиях экстремальной эксплуатации железнодорожники узла выполнили лозунг "Все для фронта - все для Победы!": из паровозного депо вышли бронепоезд "Красноуфимский железнодорожник" и вагон - баня. В 1946 году большая группа железнодорожников узла были награждены правительственными наградами за доблестный труд на предприятиях узла в 1941-45 годах.

Не все знают, что объекты повышенной важности ("искусственные") охраняла воинская часть. Ее казармы находились на станции, после, до пуска новой железнодорожной поликлиники, здесь располагались узловая поликлиника и больница.

Валерий Ганькии

            //Городок. – 2013. – 2 авг. (№31). – С. 23