Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В прошлом году железнодорожники отметили 80-летие прибытия первого поезда на станцию Красноуфимск, что случилось 14 марта 1919 года, а через год прошел первый «сквозной».

Линия Казань-Екатеринбург строилась для связи центральной России с Уралом по кратчайшему пути. Документы говорят (в частности, описи по отчуждению земли от государственных крестьян Красноуфимского уезда) о том, что работы по строительству этой магистрали были начаты в конце мая 1914 года на всем ее протяжении. Планировалось, что работы будут закончены к осени 1916 года, то есть при общем протяжении 910 верст (1 верста 1,07 км.) темпы строительства планировались порядка 300 верст за год. Была назначена и окончательная дата приемки в эксплуатацию - 17 мая 1917 года.

Большие социальные потрясения - первая мировая война, две революции, гражданская война отодвинули на несколько лет начало сквозного движения.

После освобождения Урала от белогвардейцев и белочехов осенью 1919 года специальная комиссия сделала заключение, что Казанбургская линия к эксплуатации непригодна. 23 января 1920 года совет рабочей и крестьянской обороны принял постановление, в котором говорилось, что сквозное движение до Екатеринбурга должно быть восстановлено к 1 июля, а регулярное движение должно быть начато не позднее 1 октября.

В восстановительных работах были задействованы части запасной армии. Вновь возводились сожженные станционные здания и мосты, укладывался балласт, протягивались линии телефонной и телеграфной связи.

Из 12,5 тысячи красноуфимцев 4,5 тысячи были заняты на восстановлении Камского моста в районе города Сарапул. Именно это недостроенное стратегическое сооружение через Каму было причиной отсутствия сквозного движения. 12 марта 1920 года по Камскому мосту прошел первый поезд с сибирским хлебом.

А 1 июля 1920 года первый «сквозной» поезд прибыл в Екатеринбург. Жители столицы Среднего Урала отметили это событие как большую победу. Газета «Уральский рабочий» за 1,2,3 июля посвятила этому событию целый ряд интересных публикаций - вот их заголовки: «Новая дорога», «Значение нашей победы».

К сожалению, в Красноуфимске не сохранилось никаких документальных свидетельств о прохождении этого исторического поезда. Учитывая небольшое расстояние до областного центра, полагаю, что поезд из Москвы впервые прошел через нашу станцию 30 июня 1920 года, то есть этому событию исполнилось восемь десятилетий.

В. ГАНЬКИН.

         Ганькин В. Первый "сквозной" поезд прошел через Красноуфимск 30 июня 1920 года/ В. Ганькин  // Вперед. - Красноуфимск, 2000. - 3 июля. - С. 3.

Факты из жизни автора проекта железной дороги Казань-Екатеринбург, прошедшей через г. Красноуфимск.

Во второй половине 19-го века Россия пережила несколько железнодорожных бумов: буквально за 2-3 десятилетия железные дороги дошли от двух столиц до Балтийского и Черного морей, до сырьевых районов империи, перешагнули Кавказский хребет, миновали Волгу. Возникли и изолированные магистрали, в частности, Уральская горнозаводская (Пермь-Екатеринбург, построенная в 1874-78 годах).

Шли дискуссии о выборе варианта западной части Транссибирской магистрали. Их было три. Один получил название «Южный», его автор - Евгений Васильевич Богданович, издавший труд «Проект Сибирско-Уральской железной дороги» (СПб, 1868 и 1891 годы). Тогда он был в чине полковника, занимал должность чиновника для особых поручений МВД. Предлагал построить пинию Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень.

План этого строительства возник из-за неординарной ситуации. В 1864-65 годах в Вятской и Пермской губерниях был неурожай. 15 января 1866 года министр внутренних дел П. А. Валуев дал письменное предписание: «Немедленно отправиться в помянутые губернии…, посетить уезды, жители которых терпят нужду в продовольствии. Я надеюсь, что Вы примете все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий».

А уже 23 марта Е.В. Богданович в телеграмме из Екатеринбурга сообщает: «... единственным к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени.Такая линия, будучи впоследствии продолженной через Сибирь к китайской границе, получила бы важное международное коммерческое значение».