Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Село Нижнеиргинское относится к старейшим поселениям Красноуфимского района: 20 ноября 2000 года исполнилось 270 лет со дня запуска завода, который имел название – Иргинский, Осокино, Шуртан. Место же под завод было выбрано на реке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр. Завод возник в результате тяжбы между двумя компаниями: с одной стороны – компанейщики Клим Лекин, Авдей Рязанцев, Иван Кадмин (купцы из Москвы и Калуги), с другой стороны – посадские люди из города Балахны Нижегородской губернии, двоюродные братья Петр и Гавриил Осокины. Преимущество было отдано Осокиным. Иргинский завод специализировался, помимо выплавки чугуна, на производстве меди. Первая медь была выдана в декабре 1728 года.

Интересно, а откуда были первые «работные» люди Иргинского завода? Это обстоятельство раскрылось благодаря жалобе кунгурского воеводы, который указал на беспокойный характер заводчан: «В Суксунский и Иргинский заводы приходят пришлые люди …, а какие они уроженцы, того не ведают, а приказчики о том виду не дают. А пришлые, приходя от оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои … А поймать их не могу, что ходят многолюдством, и, учиняя бои, уходят на заводы».

Кроме того, с Суксунского завода (Акинфия Никитича Демидова) были первые мастеровые завода: некто подрядчик Логинов обучал медному делу Семена Зылева и Ивана Смирнова, а те обучали девять подмастерьев-подростков. Эти одиннадцать человек и составили штат котельной Иргинского завода.

По происхождению оказалось, что кроме Зылева, остальные десять человек были из Нижегородской губернии, в частности, указывается следующий адрес: мастер Смирнов – раскольник из деревни Малиновка, вотчины местного архиерея, семеро подмастерьев – выходцы из раскольничьих сел Колосово и Козино, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю, то есть все перечисленные люди относились к монастырским крестьянам.(в атласе автодорог близ Нижнего Новгорода есть населенные пункты Большие и Малые Козине).

Известно, что Урал стал одним из центров старообрядчества. Родители указанных «работных» людей бежали на Каменный Пояс в 1728-1730 гг. вместе с тысячами своих единоверцев. А первым из них оказался на Иргинском заводе беглый крестьянин того же села Колосово Родион Федорович Набатов. Он не только по «раскольничьей почте» проторил дорогу своим землякам на уральский завод, но и, работая приказчиком завода (высокая по тем временам должность), скрывал, сколько мог, происхождение пришлого населения. Все открылось в середине 70-х годов, когда проводились заводские переписи: к изумлению горнозаводского начальства почти все население Иргинского завода состояло из беглых раскольников, по большей части из Нижегородской губернии, а, точнее, из Керженской волости. Название этой волости стало нарицательным для старообрядцев Урала: их в восемнадцатом веке называли «керженцами», а в девятнадцатом – «кержаками».

Валерий Ганькин

// Городок. - 2004.- N 18. - С. 14.