Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В конце 17 - начале 18 веков в Российской империи сло­жились три главнейших тракта: Москва – Клин – Тиверь - Торжок, Вышний Волочек - Валдай - Тиула - Плавск -Мценск - Орел - Курск - Белгород, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур -Екатеринбург - Тюмень - Тобольск и далее.

Приведенный последний тракт получил название Мос­ковско-Сибирского. Его именовали в обиходе и кандаль­ным, и тюремным, и каторжным. И в каждом из этих названий была отражена та тяжелая «обязанность», кото­рую долгие годы несла эта знаменитая дорога. Она к тому же была самой длинной дорогой в мире, которая пред­ставляла собой единственный почтовый и торговый путь, связывающий зауральские пространства и центр России.

В 1998 году отмечалось 400-летие города Верхотурья. Дело в том, что в конце 16 века, в 1597 году, была открыта новая прямая дорога, сократившая путь в Сибирь, соединившая Солькамскую с течением Туры, в верховьях которой в 1598 году и был основан город. Он стал важ­нейшим транзитным пунктом. Здесь 4 века была устрое­на таможня, через которую шла торговля Европейской России с Сибирью.

В Петровскую эпоху на Урале возникает целый ряд за­водских поселений, усиливается дальнейшая колонизация этого края. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году возрастает значение так называемой старой Казанской дороги, которая выпрямилась и пошла с Екатеринбурга на Ушкинскую слободу, Бисерть, а оттуда на Кунгур, Егошинский завод (Пермь) и Казань. (Из материалов Д. Губанова).

Известно, что самый южный вариант Сибирского трак­та по маршруту Кунгур - Суксун - Златоустовское - Бы­ково - Ачит - Афанасьевское - Кленовское - Бисерть - Киргишаны был открыт в 1783 году.

До этого эта дорога была малоустроена, почти безлюд­на. К тому же Высочайшие указы от 1753 и 1758 годов грозили конфискацией всего груза тех, кто избегал Верхотурской таможни. Эту дорогу сначала использовали для курьерской связи, а с 1754 года стали возить почту. В 1763 году таможня на Бабиновской дороге упраздняется. (Из материалов Л. С. Зеленцова).

Возрастает значение дороги по указанному маршруту. Безопасность городских поселений, жителей острожков защищает целая система крепостей, которые возникли в 50-е годы 18 столетья; Кленовская и Грибовская - в 1723 году, Киргишанская - в 1734 году, Ачитская и Бисертская (в с. Афанасьевске) - в 1735 году. (Из материалов А. Барабанова).

Их стратегическое значение видно из Указа от 19 февра­ля 1747 года «О содержании крепостей в заводских и припограничных местах для охранения от бунтующих воров - башкирцев... с военным отрядом при них... по Кунгурской дороге при Грибовом Поле, Киргишанскую, Кленовскую, Бисертскую и Ачитскую» (Из материалов Д. Губанова).

Уместно упомянуть, что, несмотря на формальное при­соединение Башкирии к Московскому государству, воп­рос колонизации не был решен окончательно. Мощные неоднократные восстания (1662-64, 1681-83, 1705-1711, 1735-40, 1747, 1775) были ответом на захват земель, произвол чиновников, обиды и притеснения, строительство заводов и острожков; правда, для справедливости надо сказать, что коренные жители, связанные традициями полукочевого образа жизни, считали регулярные сезонные набеги на поселение пришлых людей оправданным занятием.

Поэтому на обрезке Суксун - В. Бисерть (с. Афанасьевс­кое) первоначально дорога была по более северному мар­шруту. Вот как описывается первый приезд В.Н. Татище­ва (1686-1750 гг.) на Урал в качестве начальника горных заводов: «...Поехали из Кунгура осматривать заводы, ле­жащие на восточном склоне Уральских гор. Ехали через селения Куликово - Торговищенский острожок - Карши - Ялым - Верх-Бисерть - Волники - Утинскую пристань на Чусовой».

Именно Татищеву принадлежит большая заслуга в уст­ройстве южного варианта Сибирского тракта. В марте 1721 года в Тобольске он подает прошение генерал-губернатору Черкасскому «Напередь сего из Уктуского завода был проезд из Казанской губернии, с Вятки и с Кунгура, понеже тут ближний путь...»

Будучи проездом в июне 1723 года он убеждал немного­численных местных жителей - татар и марийцев - выстро­ить для удобства по нескольку изб на большой дороге в двух местах: в верховьях реки Бисерть и на реке Путь, заготовлять сено и держать провоз через реку Бисерть».

Надо полагать, что этот маршрут на протяжении не­скольких десятилетий был главным, а затем по мере усми­рения башкирских племен, роста численности русского населения, возник окончательный маршрут. Этому способствовала и регулярная система сообщения между гар­низонами крепостей, последние со временем утратили свое военное значе­ние и преврати­лись в обычные мирные поселе­ния. Двести с лишним лет на­зад было еще такое раздвое­ние: так А.Н. Ра­дищев, сослан­ный императрицей Екатериной Второй      за «вольнодум­ство», записы­вает в своем дневнике: «4 де­кабря 1790 года. До Ачитской крепости, или деревни, 20 верст, ехали по­чти все полем, где бывал лес, гор нет».

 

Ганькин В. «Зигзаги» Сибирского тракта// Городок. - Красноуфимск, 2000. - № 45. - С. 2.