Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Характерно: экспансия Московского государства имела ус­пех лишь «на встречь солнцу»- на востоке. На юге военные экспедиции россиян нередко терпели неудачи от воинствен­ных степных племен, на западе - от норманнов, тевтонцев. А вот на востоке военные походы новгородских ушкуйни­ков, Ермака, проникновение русских земледельцев 16-18 ве­ков способствовали русской колонизации необъятных про­сторов Сибири, Дальнего Востока и даже... Америки. И все эти походы непременно шли через Уральский хребет, кото­рый тогда носил названия Камень, Югорский камень, Камен­ный пояс.

К 15-16 векам было известно 5 важнейших путей через Камень. Наиболее совершенной была новая прямая дорога, соединившая Соль Камскую с течением Туры, в верховьях которой был выстроен город Верхотурье. Мы знаем эту дорогу как Бабиновскую, так как она строилась по инициативе крестьянина из деревни Верх-Усолка Соликамского уезда Артемия Бабинова.

321 год назад (в 1783 г) был открыт Главный Сибирский тракт (от Казани через Сарапул, Оханск, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тю­мень, Тобольск), связавший густонаселенные уезды и горнозавод­ские центры.

Но не все знатоки знают, что была еще одна дорога, так называе­мая старая Казанская, - самая древняя из названных. Вот что о ней можно узнать из печатных трудов: «Старая Казанская конная дорога - от Казани вдоль Камы, Белой и Уфы и за Уралом выходи­ла в верховья Исети и Миасса, оттуда пути шли в разные районы Западной Сибири. Возможно, ею пользовались и скифы. Русские ею пользовались главным образом для поездок в Башкирию, но не в Сибирь. Впрочем, в 1692-95 годах была совершена поездка рус­ского посольства в Китай, маршрут этой миссии пролегал частично по старой Казанской. А вот у башкир она была популярна, так как связывала, разные племена, населявшие пред уральские и заураль­ские земли (из книги «Как были открыты Уральские горы», 1989 г).

Вообще, маршрут из Красноуфимска на запад по прямой был зат­руднен целой системой гарных перевалов. Поэтому и была пред­принята попытка спрямить путь по линии Красноуфимск-Алмаэ (в подворной переписи 1888-91 гг. пишется о Соболях как о селении на «заброшенном Бирском тракте», который был одним из ответв­лений старой Казанской дороги). Но эта затея провалилась; кон­ную дорогу упорно поглощала тайга. И тогда дорога на Бирск по­шла так: Красноуфимск - Нижнеиргинск - Шуртан - Алтынное -Верх-Атер-Алмаз...

Словом, не повезло уездному Красноуфимску с дорогами. Во-пер­вых, Главный Сибирский тракт прошел севернее в 20 верстах (че­рез Ачит), во-вторых, водный путь по Уфе получался очень круж­ным (зато теперь его любят водные туристы). И лишь от строитель­ства железной дороги Казань-Екатеринбург, начатого весной 1914 года (90 лет назад!), город получил как бы второе дыхание. Он впи­сался в систему европейской цивилизации после выхода на сеть железных дорог. И начался бурный рост малоизвестного прежде уездного городка.

Хотел бы обратиться к читателям. Тема Бирского тракта почти не изучена, она ждет своих исследователей. В частности, загадка: по какому маршруту проходила конная дорога через Соболя? Когда была попытка обустроить ее, когда заброшена и т.п. вопросы ждут ответов.

Валерий ГАНЬКИН, член общества краеведов г. Красноуфимск

// Знак вопроса. – 2004. - N 28. - С. 3