Характерно: экспансия Московского государства имела успех лишь «на встречь солнцу»- на востоке. На юге военные экспедиции россиян нередко терпели неудачи от воинственных степных племен, на западе - от норманнов, тевтонцев. А вот на востоке военные походы новгородских ушкуйников, Ермака, проникновение русских земледельцев 16-18 веков способствовали русской колонизации необъятных просторов Сибири, Дальнего Востока и даже... Америки. И все эти походы непременно шли через Уральский хребет, который тогда носил названия Камень, Югорский камень, Каменный пояс.
К 15-16 векам было известно 5 важнейших путей через Камень. Наиболее совершенной была новая прямая дорога, соединившая Соль Камскую с течением Туры, в верховьях которой был выстроен город Верхотурье. Мы знаем эту дорогу как Бабиновскую, так как она строилась по инициативе крестьянина из деревни Верх-Усолка Соликамского уезда Артемия Бабинова.
321 год назад (в 1783 г) был открыт Главный Сибирский тракт (от Казани через Сарапул, Оханск, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск), связавший густонаселенные уезды и горнозаводские центры.
Но не все знатоки знают, что была еще одна дорога, так называемая старая Казанская, - самая древняя из названных. Вот что о ней можно узнать из печатных трудов: «Старая Казанская конная дорога - от Казани вдоль Камы, Белой и Уфы и за Уралом выходила в верховья Исети и Миасса, оттуда пути шли в разные районы Западной Сибири. Возможно, ею пользовались и скифы. Русские ею пользовались главным образом для поездок в Башкирию, но не в Сибирь. Впрочем, в 1692-95 годах была совершена поездка русского посольства в Китай, маршрут этой миссии пролегал частично по старой Казанской. А вот у башкир она была популярна, так как связывала, разные племена, населявшие пред уральские и зауральские земли (из книги «Как были открыты Уральские горы», 1989 г).
Вообще, маршрут из Красноуфимска на запад по прямой был затруднен целой системой гарных перевалов. Поэтому и была предпринята попытка спрямить путь по линии Красноуфимск-Алмаэ (в подворной переписи 1888-91 гг. пишется о Соболях как о селении на «заброшенном Бирском тракте», который был одним из ответвлений старой Казанской дороги). Но эта затея провалилась; конную дорогу упорно поглощала тайга. И тогда дорога на Бирск пошла так: Красноуфимск - Нижнеиргинск - Шуртан - Алтынное -Верх-Атер-Алмаз...
Словом, не повезло уездному Красноуфимску с дорогами. Во-первых, Главный Сибирский тракт прошел севернее в 20 верстах (через Ачит), во-вторых, водный путь по Уфе получался очень кружным (зато теперь его любят водные туристы). И лишь от строительства железной дороги Казань-Екатеринбург, начатого весной 1914 года (90 лет назад!), город получил как бы второе дыхание. Он вписался в систему европейской цивилизации после выхода на сеть железных дорог. И начался бурный рост малоизвестного прежде уездного городка.
Хотел бы обратиться к читателям. Тема Бирского тракта почти не изучена, она ждет своих исследователей. В частности, загадка: по какому маршруту проходила конная дорога через Соболя? Когда была попытка обустроить ее, когда заброшена и т.п. вопросы ждут ответов.
Валерий ГАНЬКИН, член общества краеведов г. Красноуфимск
// Знак вопроса. – 2004. - N 28. - С. 3