Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

О происхождении башкир

Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Яку­тии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.

На Урале эта языковая группа представлена башкира­ми и татарами, которые имеют свои государственные об­разования, хотя в реальности за границами этих респуб­лик находятся сотни тысяч их соплеменников (что ста­нет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).

Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».

Существует две точки зрения на происхождение этно­нима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактов­ка зародилась еще в древние времена, когда люди зани­мались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное пле­мя, объединившее разрозненные башкирские племена.

Башкиры не коренные жители Урала, их древние сопле­менники пришли сюда с далекого Востока. По предани­ям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней ро­диной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейс­ких башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследова­тели говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими пле­менами: с киргиз-кайсаками, волжски­ми булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.

Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно не­давно: это произошло при хане Узбе­ке в 1313-1326 гг.

О новобашкирах

В показаниях арабских и персидских путешественников 9-13 вв. указывается, что башкиры занимали территорию по обоим склонам Уральского хребта, между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

Где-то во второй половине 16-го-начале 17-го веков на­чинается проникновение небашкирского населения, со­став которого неоднороден: сюда входили татары, ме­щеряки, чуваши, удмурты, марийцы. Все они получили название припущенников, так как допускались на жи­тельство по письменным договорам (дефтерам), где ука­зывались границы «припущенных» земель, условия оп­латы. В договорах также оговаривалось вероятность пе­рехода в ислам, изучение чужого языка. Так владельцы земель требовали, чтобы новорожденных называли тюр­кскими именами, то среди тептярей - марийцев, удмур­тов «южного» (башкирского) происхождения в большин­стве своем сплошь и рядом видим перенятые фамилии, имена (особенно много на слово «бай» - это отголоски того, на землях какого вотчинника - башкира селились их далекие предки; я их насчитал более 300). «У них та­кое правило: башкиру-вотчиннику полагается 30 деся­тин на душу, а башкиру-припущеннику - всего 15-ть», - Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Озорник», т. 5, с. 527.

Среди новобашкир бобылями называли безземельных крестьян, обедневших во времена феодальной зависимо­сти. Они платили оброк своему владельцу - бобыльшину. На башкирских землях они селились, как правило, без разрешения и без платы, то есть стихийно, среди них было много «гулящих» людей, имеющих в прошлом се­рьезные уголовные проступки.

Мещеряки (в простонародье - «мишари») в недавнем прошлом были угро-финского происхождения. Одни считают их выходцами из Мещерской стороны, другие - выходцами с Крыма. После были одной из титульных народностей Волжской Булгарии, их соплеменники жили также на рязанских, тамбовских, пензенских землях, и здесь они полностью обашкирились - забыли свой язык, приняли ислам, чужие обычаи, одежду.

Тептяри получили название от слова «дефтер» - список, то есть от названия письменного документа, на основании которого селились на башкирских землях. Под этим сло­вом имелась в виду смесь народов (и марийцы, и удмурты, и чуваши), которые полностью или частично обашкири­лись. Военные припущенники - это бывшие служилые люди, которые, как правило, проходили воинскую службу на беспокойных границах в крепостях и форпостах, в составе башкиро-мещер­ского войска, сформированного в 1798 году и набранного с 12 кантонов в Орен­бургской, Самарской, Уфимской, Вятс­кой и Пермской губерниях.

Тарханы - как правило, старейшины родов - баи, мурзы, ахуны, бывшие командиры в башкиро-мещерском войске (состояло из двух конных пятисотенных полков) или с 1855 года башкиро-мещеро-тептярского войска. Они освобождались от ясака (налога), наделялись по отставке землей из «запасных» башкирских земель. Тархан-ство делилось в зависимости от заслуг на личное или потомственное.

Об этническом составе тюркоязычного населения

Я уже говорил, что тюркоязычное население юго-запада области почти сплошь записано татарами. Получается так, что за более вековой период утрачены этнические корни верхнеуфимских башкир и татар. Еще при подворной переписи 1888-91 гг. население тех или иных населенных пунктов точно знало о своем происхождении. Попробуем восстановить историческую справедливость.

Артинский район. Азигулово: башкиры-вотчинники, башкиры-тептяри, башкиры-военные припущенники. Артя-Шигири (Мавлюкаево): башкиры - бывшие вотчинники. Бакийково: тептяри - бывшие военные припущенники. Биткино: башкиры - вотчинники, башкиры - военные припущенники и татары государственные. Бихметково (в старых записях Бехметково): татары государственные.

Ачитский район. Арий Верхний и Нижний, Давыдковское, Журавли, Контугапово, Кочкилъда, Лямпа, Чирагулово - татары государственные. Гайпы: башкиры - вотчинники. Урмикеево: башкиры - военные припущенники и татары государственные. Кроме того, в Бисертской и Кленовской волостях в Атняшке, Васькино, Уразаевле жили татары государственные.

Красноуфимский район. Верхний Баяк: татары государственные, башкиры-тептяри, военные припущенники. Средний Баяк: татары государственные, выходцы из-под Кунгура. Усть-Баяк: башкиры-вотчинники, башкиры-мещеряки. Бишково: башкиры-вотчинники, выходцы с Осинской дороги. Новый Бугалыш: башкиры-тептяри, бывшие помещичьи. Средний Бугалыш: башкиры-тептяри бывшие помещичьи и татары государственные, выходцы из Контуганово и Кленовской волости. Усть-Бугалыш: башкиры - вотчинники и башкиры-тептяри, тептяри-припущенники. Еманзельга (правильно Яманелга): татары, тептяри - военные припущенники, выселились из Сызгов в 1726 году. Куяпково: башкиры-вотчинники, башкиры-мещеряки. Озерки: башкиры-вотчинники, башкиры-тептяри, бывшие военные припущенники, татары государственные. Рахмангулово: башкиры-вотчинники, башкиры-мещеряки бывшие помещичьи, башкиры-тептяри, бывшие военные припущенники. Сызги: башкиры-вотчинники, башкиры-мещеряки, башкиры-тептяри. Тохтимыш: татары государственные. Большой и Малый Турыш: татары государственные.

Получается, что татары в Красноуфимском уезде жили в меньшинстве, они были потомками казанских татар, которые сложились как народ из волжских булгар и кипчаков, имели до 1552 года свою государственность и после ее насильственной ликвидации нашли приют, в частности, и в нашем крае.

Понятие «тептяри» имело отношение и к части башкирских марийцев, которые не успели раствориться среди башкирских племен и основали такие чисто тептярские селения, как: Багышково, Байбулда, Сарсы 1 и 2, Малую Тавру, частично Андрейково, Курки, Нижний Бардым, Усть-Маш, Большую Тавру. Большая Ока была самым южным волостным центром, ее населяли башкиры-вотчинники, тептяри, военные припущенники, было даже православное население - военные новокрещенцы из казанских марийцев (!?).

Границы обитания башкирских племен

Во второй половине 16-го столетия башкирам принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на востоке по рекам Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби.

По Г. Чагину, местное тюркоязычное население Приуралья и Среднего Урала делится на три группы: 1. тулвенские татары и башкиры: с конца 12 века русские стали проникать с низовья реки Тулвы, тогда тайнинские башкиры стали уходить с верховья реки и оттуда в бассейн Ирени, Таныпа и даже верховья Уфы; кроме того, тулвенские земли в то же время заселялись выходцами из области булгарской, из города называемого на их языке Шагер булгар; тайнинские башкиры жили в Барде, Гайнах, Дёме, Уршаке, самые северные - в Коянково, Култаево, Янычах, компактно живут в Бардымском районе - в Аклушах, Бичурино, Таныпе, Сарашах, Барабашке, часть башкир племени «гайн (а)» переселились в наши края из-за основания русского форпоста Оса в 1736 году.

Иренские и сылвенские башкиры и татары: (среди них часть населения составляют ассимилированные угро-финны: марийцы, удмурты, манси) живут в Березовском, Кишертском, Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском районах Пермской области; крупные поселения: Агафоньково, Енапаево, Усть-Турка, Малый Ашап, Бердыкеево, Юлаево, Атнягузи. Верхнеуфимские (красноуфимские) татары и башкиры; их далекие предки из-за экспансии со стороны Московского государства вынуждены были передвигаться в необжитые тогда районы Среднего Урала. Так, кунгурские башкиры основали Средний Бугалыш и Рахмангулово, жители деревни Юлаево возле Татарского Кургата корнями из д. Юлаевой Агафоньковской волости. Есть Сызганка в Суксунском районе и Сызги в Красноуфимском. Эти населенные пункты названы в честь одного из башкирских племен. С конца 12-го века в Перми Великой было известно племя Гайна. Так, часть их поселилась возле реки Бисерть (в Ачитском районе). Словом, заселение Урала тюркоязычным населением шло в 17-18 веках за счет части тулвенских и сылвенско-иренских башкир и татар. Для истины надо сказать, что здесь они встретили исконно коренных жителей этих мест - вогулов (манси).

Этапы русской экспансии

В научной литературе отмечают четыре этапа русской колонизации башкирских земель. Это стало следствием ликвидации Казанского ханства. В недавнем прошлом было модно искать документы о добровольном присоединении тех или иных народов: никаких исторических данных на эту тему нет, хотя Иван Грозный в завещании, написанном своему сыну в 1572 году, поручает выдать башкирцам на вечное владение их землю, согласно их народным нравам и обычаям и обложить ясаком, который приказывал вносить через казанских воевод - медом, звериными шкурами и деньгами - 25 копеек с каждой юрты (от ясака были освобождены тарханы).

Границы обитания башкирских племен

В 1554 году были присоединены башкирские земли по нижнему течению реки Белой и бассейна реки Яик: в 1555 году так называемая Юрматинская Башкирия, - западная Башкирия - вдоль западного склона по реке Дема, вниз по реке Уфа и вдоль реки Белой; в 1555-56 г.г. - центральная часть горной Башкирии и южная часть - бассейна реки Сакмары и по среднему течению реки Яик; в конце 16-го века и начале 17-го - восточные племена, восточная часть Южного Урала и Зауралье. Есть такая точка зрения, что окончательная колонизация Башкирии завершилась в 1564 году, то есть этому событию 440 лет.

На башкирских землях начинают строиться военные фортпосты: Уфа и Самара - 1586 год; Мензелинск- 1658, Бирск - 1663, Кунгур - 1647-48г.г.

В конце 17-го - начале 18-го веков колонизация шла путем строительства многочисленных заводов: Уктусского, Каменского, Алапаевского, Екатеринбургского, Суксунского, Нижнесергинского, Ревдинского, Бисертского, Саранинского, Артинского, Невьянского и других.

Все это происходило в условиях беззастенчивого захвата вотчинных земель.

«Заводчики «оттягивали» сотни тысяч десятин богатейших в мире земель, рассчитываясь с башкирами - вотчинниками тремя головками сахара, фунтом чаю, словесными обещаниями», -

В.И.Даль.

«Богатство уральских недр - железо и медь - влекли на башкирские земли все новых купцов. Заводские приказчики приезжали снова и снова к башкирам, каждый раз уговаривая и принуждая их продать то участок угодья, то полосу степи, годную под пашню или сенные угодья.

Владельцы... целыми семьями пригоняли сюда крепостных из губерний.

Прежним хозяевам приходилось... думать о том, где можно поставить свои коши, а где нельзя».

С. Злобин «Салоеат Юлаев»

«Кыштымский завод поставлен Демидовым на исконно башкирских землях в 1757году. По купчей крепости, простодушные башкиры уступили заводчику огромный край - 6 600 тысяч десятин за 250 рублей ассигнаций».

Е. Федоров «Кыштымский зверь»

«Для строительства Авзяно-Петровского завода у башкир было арендовано на вечные времена 180000 тысяч десятин земли с уплатой 1 копейка за 90 десятин. Преображенский и Белорецкий заводы приобретали 10 десятин за 1 копейку. В 1628 году у сылвенских татар купец, владелец саликамских солеварен Федор Елисеев, и за 30 рублев... с устья Иргины, и по Иргине вверх и левую сторону... земли между рекой Иргиной и Сырьей». При основании Ревды в 1727 году Демидовы купили 120 тысяч десятин земли по Ревде и Чусовой; сделку совершили за незначительную цену с помощью подкупа и обмана старейших племен. Башкирам пришлось перебраться на юг, подальше от жестоких заводчиков».

О башкирских восстаниях

Новое территориальное приобретение Московским государством обширных земель Башкирии обернулось в условиях применения классических форм колонизации чрезвычайно беспокойной внутренней проблемой - более ста лет шло сопротивление русской власти. За этот короткий период произошло пять (по другим данным - более) восстаний, не считая локальных: 1662-64; 1681-83; 1705-11;1735-40; 1755 гг.

Башкиры в конце 19-го - начале - 20-го веков влачили жалкое существование: «При взгляде на нынешних башкир недавние сказания про их силу и воинственный дух кажутся почти невероятными. Через 100 с лишним лет нельзя узнать этого буйного и отважного народа. Полуголодные, едва перебивающиеся изо дня в день, забитые и запуганные, башкиры в настоящее время представляют только тень своего прошлого облика», - пишет очевидец.

Численность тюркского населения

Первоначально башкирские земли были административно разделены на четыре части (дороги) - Казанскую, Ногайскую, Осинскую и Сибирскую; «дороги» делились на волости.

При 2-ой переписи на Урале (князя Кайсарова) было зафиксировано 86 семей, из них башкирских и татарских - 67, это в 1623-24 гг.

В 1784 году марийцев, удмуртов, татар и башкир в Пермской губернии было 15 тысяч. В 1795 году в трех уездах - Осинском, Красноуфимском и Екатеринбурском - проживало башкир 26 тысяч, татар - 11800.

В 1860 году в пяти уездах - Пермском, Екатеринбургском, Красноуфимском, Осинском и Шадринском - башкир было 63973 человека, а татар - 19113, в том числе по Красноуфимскому уезду - башкир 10 тысяч, татар - 4,5, тептярей - 4,8 тысяч.

При всероссийской переписи 1897 года зафиксированы такие данные: по уезду башкир - 8500,татар - 22155, в том числе в Красноуфимске 86 человек.

По переписи 1989 года в Пермской области насчитывалось татар 150460, башкир - 52326; в Свердловской области соответственно 183781 и 41500.

В 1864 году было записано: «Башкиры Красноуфимского уезда обитают по реке Уфе и по впадающим в первую ее сторону речкам. Большая их часть по родам их жизни называется юртовскими, а прочие - кочующими. В 18 деревнях, лучшие из них - Азигулово, Сыски (именно так написано - прим. автора), Озерки, Шокурово, Акбашева, Кургат, Бектенина, Рахмангулово, Усть-Баяк, Усть-Бугалыш, Гайны (или Афанасьевка).

Сейчас в 4-х районах юго-запада области проживает 45 тысяч татар и башкир. По данным предыдущей переписи 1989 г., в г. Красноуфимске 2667 человек (5,8%), в районе 6892 (18,9%), башкир - 372 (0,8%), в районе 340 (0,9%), в Артинском районе, по данным последней переписи, более трех тысяч человек (8%).

Валерий Ганькин

Автор надеется, что знатоки данной темы критически отнесутся к публикации и, возможно, продолжат ее.

Ганькин В. О тюркоязычных народах нашего края //Городок. - Красноуфимск, 2004. -№ 10. - С. 15; № 11. - С. 19; № 12. - С.8.