Вопрос расшифровки фамилий - дело интересное, но и не менее трудное, а также и спорное. Наверняка среди читателей есть редкие знатоки, которые имеют свою точку зрения на происхождение тех или иных фамилий. Думаю, что на страницах «Городка» они могут высказать свое мнение о нерусских фамилиях. Бесспорно то, что до прихода русского населения на Урал эти места уже были заселены - здесь проживали башкиры, которые вели полукочевой образ жизни, марийцы, которые двумя путями через Кунгурские и Башкирские земли из-за возможных притеснений дошли до Каменного пояса, удмурты, предки которых поселились компактно в нескольких местах.
То, что русскоязычное население сплошь написано татарами, это (мягко выражаясь) элементарное упрощение. На самом деле еще при подворной переписи 1888-1891 гг. четко различали башкир-вотчинников, наиболее привилегированную группу населения, с согласия которых (как правило, по договору) допускалось на их земли все пришлое население, так называемые «припущенники» - это и марийцы, и их заземельные соплеменники, а много позже и русское население.
По моим записям получается, что в Красноуфимском районе, например, Бишково - деревня чисто из вотчинников-башкир, а такие деревни, как: Куянково, Сызги, Усть-Баяк - представлены из башкир-вотчинников, башкир-тептар, башкир-мещеряков и татар, а в таких деревнях, как: Большой Турыш, Тохтамыш, Еманзельга - проживают потомки казанских татар, которых сдвинула с места окончательная ликвидация государства поволжских татар в 1552 году. Поэтому следует различать фамилии башкир коренных и пришлых, а также татар поволжского происхождения.
Говоря о марийских фамилиях, следует четко помнить, откуда они пришли: по северному или южному пути, а также то, что среди них встречаются древние фамилии, которые упоминают об их поволжской родине. Много тюркских фамилий в деревнях, предки которых пришли с башкирских земель (их и называли тептярями), а большинство фамилий образовано в недавнее время при вступлении в колхоз, при переписях, при призыве в армию. Надо помнить, что в правильном написании марийских фамилий огромная масса искажений.
В дополнение по русским фамилиям надо сказать, что население той или иной деревни пришло с какого-то другого места, по характерным фамилиям можно определить их предыдущее местожительство, это, как правило, Прикамье: Суксунский, Кишертский, Кунгурский районы, вплоть до Очера, Осы и Чердыма. А также надо знать, что русское население пришло не в один день и не один год - существует огромный разброс в датах основания, к тому же в одной и той же деревне, селе могут быть выходцы из разных мест, так, например, Русская Тавра образована в 1815 году новоселами из Сухановки, Ачита, Стадухиной и Больших Ключей. Такая же картина по Манчажу, Сажино, Могильниково.
Балавин - возможно, правильно Балабин; «балабола» - пустомеля и «балаболина» - погремушка; «балабонить» - пустословить; «балабушки» - оладьи; Балабинов Постник Иванович, 1585 год - Арзамас.
Вертипрахов - «вертопрашничать» - жить бестолково, легкомысленно; «вертопрах» - легкомысленный человек.
Верхоглядов - «верхогляд» - человек легкомысленный, «верхоглазить» - ротозенить; Верхоглядов Иван - княжеский дворецкий, 2-я половина 15-го века, Углич. Верхоглядовы - помещики, 16 век «Московский уезд».
Доможиров - «жир», или добро, имущество, хорошая, привольная жизнь. «Доможира» - домохозяин, домочадец - о крепком хозяине; Доможир, иконописец» 1230 год - Новгород; Доможировы 16 век и позже - Нижегородский уезд.
Золин - «золить» имеет два значения: 1. парить в зольной воде, класть в зольник, мочить в зольном растворе - это о редком мастере по выделке кожи, секреты которой знал не каждый, так как они передавались по наследству; «досаждать, делать назло». Золин Гавриил Минин, 1606 год -Тверь.
Ожгибесов - «Ожгибес» - дохристианское имя, после - прозвище, чтобы бесы боялись; Ожгибесов Шапуля, крестьянин, 1564 год - Обоняжье; в акающих говорах есть искаженный вариант -Ажгибесов.
Смышляев - «смышлять», промышлять, добывать; в дохристианский период - имя собственное. Смышляй Степанович Айгуятов, помещик, 1622 год - Переяславль.
Чесноков - «чеснок» в одном значении - огородное растение (известно с 4-го тысячелетия до н.э., Древняя Греция); в другом - средство обороны - тын, палисадник, ограда из заостренных кольев или бревен, а также дохристианское имя, позже - прозвище. Чеснок князь Иван Иванович Суздальский, 1550 г.; князь Федор Григорьевич Чеснок Вадальский, 1 половина 16 века, Белоозерский уезд.
Котов - «Кот» в древности личное имя, позже - прозвище; коты - особый вид женской обуви, берестяные лапти, тогда основателем фамилии мог быть женский сапожник (чеботарь).
К особой группе фамилий надо отнести и фамилии Сараны, Нижне и Верхнеиргинска. Население этих поселений - потомки горнозаводских посессионных рабочих, выходцев (в основном) из Керженского уезда Нижегородской губернии, т.е. они на Урале оказались не по своей воле, поэтому и фамилии необычны для нашего края.
Особенные фамилии и у коренных жителей Артинского, Верхне-Артинских заводов. Их предки тоже переселены на Урал в приказном порядке, отличие только в том, что они были государственными - «казенными». К такой категории рабочих вспомогательных относились и жители Пристани, кордонов Куркинский, Цыпышев и Сеннинский.
Также в отдельную группу надо отнести и фамилии бывших крепостных крестьян династии Голубцовых в существующих населенных пунктах: Александровском, Ключиках, Подтитешной (Подгорная), Чувашково, Шиловке и исчезнувшем Николаевском (Линдино), их предки тоже были насильственно переселены на Урал.
Известно, что дореволюционное русское население было почти поголовно православного вероисповедания. Однако население ряда деревень или части его было старообрядческого толка, в качестве примера можно привести такие поселения, как: Банное, Чигвинцево, Рябиновый Лог, Черкасовка, а в Артинском районе - Пристань, Поташка, бывшие Бочкари. Фамилии этих населенных пунктов могут многое рассказать об их трагической истории притеснений, унижений на своей исторической родине от своих же соплеменников вплоть до 1905 года.
Несколько слов о фамилиях железнодорожного района г. Красноуфимска. Так как этот район относительно молод, то необходимо представить рост численности населения в разные десятилетия. Одно ясно, тут и потомки близлежащих деревень, которых притянула работа на «железке» (классический пример - Соболя), тут и завербованные на новую когда-то дорогу, тут и присланные в приказном порядке с других дорог, тут и бывшие выпускники ВУЗов, техникумов и училищ, которых посылали на обязательную отработку и которым Урал стал второй родиной, словом, тут очень сложный набор фамилий, как говорится, «со всех волостей».
То же самое можно сказать и в целом по Красноуфимску. Даже каждый микрорайон, как: Бараба, Остров, Новый Поселок, Юртовская гора, Лесозавод, Селекция, Чкаловка - имеют свои особенности в фамилиях. Они тоже заселялись зачастую не разом, с разных мест были новопоселенцы, так что для исследователей даже один из микрорайонов может представлять интерес. Но это под силу только большому специалисту, каковым я не являюсь.
Думаю, что я внес маленькую лепту в расшифровку части местных фамилий. Будет хорошо, если знатоки как русских, так и татарских, башкирских, марийских фамилий продолжат эту тему.
Валерий Ганькин, г. Красноуфимск
Ганькин В. Кое-что о фамилиях:[Фамилии, распространенные в Красноуфимске и районе]/ В. Ганькин// Городок. - Красноуфимск, 2003. - N 49. - С. 8.