Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Вопрос расшифровки фамилий - дело интересное, но и не менее трудное, а так­же и спорное. Наверняка среди читателей есть редкие знатоки, которые имеют свою точку зрения на происхождение тех или иных фамилий. Думаю, что на страницах «Городка» они могут высказать свое мне­ние о нерусских фамилиях. Бесспорно то, что до прихода русского населения на Урал эти места уже были заселены - здесь проживали башкиры, которые вели по­лукочевой образ жизни, марийцы, кото­рые двумя путями через Кунгурские и Башкирские земли из-за возможных при­теснений дошли до Каменного пояса, уд­мурты, предки которых поселились ком­пактно в нескольких местах.

То, что русскоязычное население сплошь написано татарами, это (мягко выража­ясь) элементарное упрощение. На самом деле еще при подворной переписи 1888-1891 гг. четко различали башкир-вотчин­ников, наиболее привилегированную группу населения, с согласия которых (как правило, по договору) допускалось на их земли все пришлое население, так называ­емые «припущенники» - это и марийцы, и их заземельные соплеменники, а много позже и русское население.

По моим записям получается, что в Красноуфимском районе, например, Бишково - деревня чисто из вотчинников-башкир, а такие деревни, как: Куянково, Сызги, Усть-Баяк - представлены из башкир-вотчинни­ков, башкир-тептар, башкир-мещеряков и татар, а в таких деревнях, как: Большой Турыш, Тохтамыш, Еманзельга - прожи­вают потомки казанских татар, которых сдвинула с места окончательная ликвида­ция государства поволжских татар в 1552 году. Поэтому следует различать фамилии башкир коренных и пришлых, а также та­тар поволжского происхождения.

Говоря о марийских фамилиях, следует четко помнить, откуда они пришли: по се­верному или южному пути, а также то, что среди них встречаются древние фамилии, которые упоминают об их поволжской родине. Много тюркских фамилий в деревнях, предки которых пришли с башкирских зе­мель (их и называли тептярями), а большин­ство фамилий образовано в недавнее время при вступлении в колхоз, при переписях, при призыве в армию. Надо помнить, что в правильном написании марийских фамилий огромная масса искажений.

В дополнение по русским фамилиям надо сказать, что население той или иной дерев­ни пришло с какого-то другого места, по характерным фамилиям можно опреде­лить их предыдущее местожительство, это, как правило, Прикамье: Суксунский, Кишертский, Кунгурский районы, вплоть до Очера, Осы и Чердыма. А также надо знать, что русское население пришло не в один день и не один год - существует огромный разброс в датах основания, к тому же в одной и той же деревне, селе могут быть выходцы из разных мест, так, например, Русская Тавра образована в 1815 году новоселами из Сухановки, Ачита, Стадухиной и Больших Ключей. Такая же картина по Манчажу, Сажино, Могильниково.

Балавин - возможно, пра­вильно Балабин; «балабола» -  пустомеля и «балаболина» - погремушка; «балабонить» -  пустословить; «балабушки» - оладьи; Балабинов По­стник Иванович, 1585 год - Арзамас.

Вертипрахов - «вертопраш­ничать» - жить бестолково, легкомысленно; «вертопрах» - легкомысленный человек.

Верхоглядов - «верхогляд» - человек легкомысленный, «верхоглазить» - ротозенить; Верхоглядов Иван - княжеский дворецкий, 2-я половина 15-го века, Углич. Верхоглядовы - помещики, 16 век «Московский уезд».

Доможиров - «жир», или доб­ро, имущество, хорошая, при­вольная жизнь. «Доможира» - домохозяин, домочадец - о крепком хозяине; Доможир, иконописец» 1230 год - Новго­род; Доможировы 16 век и поз­же - Нижегородский уезд.

Золин - «золить» имеет два значения: 1. парить в зольной воде, класть в зольник, мочить в зольном растворе - это о ред­ком мастере по выделке кожи, секреты которой знал не каж­дый, так как они передавались по наследству; «досаждать, де­лать назло». Золин Гавриил Минин, 1606 год -Тверь.

Ожгибесов - «Ожгибес» - дохристианское имя, после - прозвище, чтобы бесы боя­лись; Ожгибесов Шапуля, крестьянин, 1564 год - Обоняжье; в акающих говорах есть искаженный вариант -Ажгибесов.

Смышляев - «смышлять», промышлять, добывать; в дохристианский период - имя собственное. Смышляй Степанович Айгуятов, поме­щик, 1622 год - Переяславль.

Чесноков - «чеснок» в одном значении - огородное расте­ние (известно с 4-го тысяче­летия до н.э., Древняя Гре­ция); в другом - средство обороны - тын, палисадник, ограда из заостренных коль­ев или бревен, а также дохристианское имя, позже - про­звище. Чеснок князь Иван Иванович Суздальский, 1550 г.; князь Федор Григорьевич Чеснок Вадальский, 1 полови­на 16 века, Белоозерский уезд.

Котов - «Кот» в древности личное имя, позже - прозви­ще; коты - особый вид женс­кой обуви, берестяные лап­ти, тогда основателем фами­лии мог быть женский сапожник (чеботарь).

К особой группе фамилий надо отнести и фамилии Сараны, Нижне и Верхнеиргинска. Население этих поселений - по­томки горнозаводских посессионных ра­бочих, выходцев (в основном) из Кержен­ского уезда Нижегородской губернии, т.е. они на Урале оказались не по своей воле, поэтому и фамилии необычны для наше­го края.

Особенные фамилии и у коренных жи­телей Артинского, Верхне-Артинских за­водов. Их предки тоже переселены на Урал в приказном порядке, отличие толь­ко в том, что они были государственны­ми - «казенными». К такой категории ра­бочих вспомогательных относились и жители Пристани, кордонов Куркинский, Цыпышев и Сеннинский.

Также в отдельную группу надо отнести и фамилии бывших крепостных крестьян династии Голубцовых в существующих населенных пунктах: Александровском, Ключиках, Подтитешной (Подгорная), Чувашково, Шиловке и исчезнувшем Ни­колаевском (Линдино), их предки тоже были насильственно переселены на Урал.

Известно, что дореволюционное русское население было почти поголовно право­славного вероисповедания. Однако насе­ление ряда деревень или части его было старообрядческого толка, в качестве при­мера можно привести такие поселения, как: Банное, Чигвинцево, Рябиновый Лог, Черкасовка, а в Артинском районе - При­стань, Поташка, бывшие Бочкари. Фами­лии этих населенных пунктов могут мно­гое рассказать об их трагической исто­рии притеснений, унижений на своей исторической родине от своих же сопле­менников вплоть до 1905 года.

Несколько слов о фамилиях железнодо­рожного района г. Красноуфимска. Так как этот район относительно молод, то не­обходимо представить рост численности населения в разные десятилетия. Одно ясно, тут и потомки близлежащих деревень, ко­торых притянула работа на «железке» (классический пример - Соболя), тут и за­вербованные на новую когда-то дорогу, тут и присланные в приказном порядке с дру­гих дорог, тут и бывшие выпускники ВУ­Зов, техникумов и училищ, которых посы­лали на обязательную отработку и кото­рым Урал стал второй родиной, словом, тут очень сложный набор фамилий, как гово­рится, «со всех волостей».

То же самое можно сказать и в целом по Красноуфимску. Даже каждый микрорай­он, как: Бараба, Остров, Новый Поселок, Юртовская гора, Лесозавод, Селекция, Чкаловка - имеют свои особенности в фа­милиях. Они тоже заселялись зачастую не разом, с разных мест были новопоселен­цы, так что для исследователей даже один из микрорайонов может представлять ин­терес. Но это под силу только большому специалисту, каковым я не являюсь.

Думаю, что я внес маленькую лепту в расшифровку части местных фамилий. Будет хорошо, если знатоки как русских, так и татарских, башкирских, марийских фамилий продолжат эту тему.

Валерий Ганькин, г. Красноуфимск

         Ганькин В. Кое-что о фамилиях:[Фамилии, распространенные в Красноуфимске и районе]/ В. Ганькин// Городок. - Красноуфимск, 2003. - N 49. - С. 8.