Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Из цикла «Детство Казанбургской»

Во второй половине XIXвека Россия пережила несколько железнодорожных бумов: буквально за какие-то два-три деся­тилетия железные дороги дошли от двух столиц до Балтийского и Чер­ного моря, до сырьевых районов им­перии, перешагнули Кавказский хре­бет, миновали Волгу, возникли изо­лированные магистрали, в частности, Уральская горнозаводская (Пермь-Нижний Тагил-Екатеринбург) пост­роена в 1874-78 годах.

Шли дискуссии о выборе варианта западной части Транссибирской маги­страли, их было три, один из которых получил название «Южный». Автором его был Евгений Васильевич Богдано­вич, который в своем труде «Проект Сибирско-Уральской железной доро­ги» (СПБ 1868-1891гг.) предлагал по­строить линию Казань-Сарапул-Красноуфимск-Екатеринбург-Камышлов-Тюмень. Тогда он был в чине полковника и занимал должность чи­новника для особых поручений МВД.

Этот проект железной дороги из Центра через Средний Урал возник по неординарным обстоятельствам: в 1864-65 годах в Вятской и Пермс­кой губерниях был неурожай. 15 ян­варя 1866 года министр внутренних дел П.А. Валуев дал письменное предписание - «немедленно отпра­виться в упомянутые губернии, посе­тить уезды, жители коих терпят нуж­ду в продовольствии.Я надеюсь, что Вы примете все меры к точнейшему разъяснению действительных нужд населения и изыскания средств для скорого предотвращения могущих быть от этого последствий».

Уже 23 марта 1866 года Е.В. Богда­нович в телеграмме из Екатеринбурга сообщает: «... единственным к предуп­реждению голода в Уральском крае в будущем была постройка железной дороги из внутренних губерний в Ека­теринбург и далее до Тюмени.Такая линия, будучи впоследствии продол­женная через Сибирь к китайской гра­нице, получила бы важное междуна­родное коммерческое значение».