Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

История становления, развития и совершенствования профессионального образования в России имеет глубокие корни. Более 300 лет назад профессиональное образование в России было положено на государственную основу, причем раньше, чем в Европе. Мудрость Петра I проявилась в осознании необходимости подготовки молодых специалистов для развивающегося государства. Он лично сам составлял первые учебные планы и программы занятий, подбирал преподавателей для артиллерийской и математико-навигацкой школ, с обязательным включением в программы обучения арифметики, словесности, геометрии, географии, астрономии. Обучение в то время носило практический характер. К примеру, будущих навигаторов учили не только механике, но и токарному и плотницкому ремеслам.

Благодаря указам императора Петра, стараниями предпринимателей Демидовых, управляющему горными заводами В.Н. Татищеву на Урале появились первые заводские школы. Именно В.Н. Татищев обосновывает важнейшие направления профессионального образования для школ горнозаводской промышленности, создает для них первые уставы.

В послереволюционный период Наркомпроссом была принята " Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". Недостатком этого периода подготовки рабочих кадров было то, что учебные заведения не имели связи с производством и развитием индустриализации. В 30-е годы они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ и частично в техникумы. От школы ФЗУ - до техникума.

Для вновь открывшейся железной дороги Москва - Екатеринбург в паровозное депо и другие предприятия на станции Красноуфимск потребовались квалифицированные рабочие. В связи с этим отделом просвещения Московско-Казанской железной дороги на базе паровозного депо Красноуфимск 5 декабря 1925 года создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ныне Красноуфимский филиал Уральского железнодорожного техникума, с первым набором учеников в количестве 50 человек по профессии "Слесарь по ремонту паровозов". В 1932 году построено новое типовое здание на улице Первой Деповской с учебными аудиториями, мастерскими, кузницей, столовой и хозяйственными постройками. С этого времени здесь готовятся рабочие практически всех профессий, необходимых для организации движения поездов и их ремонта.

В этот период уделяется большое внимание новому содержанию, формам и методам теоретического и практического обучения. Особое внимание уделялось общественно-практической работе, ученическому самоуправлению, физической и военной подготовке.

Из стен Красноуфимской школы ФЗУ 20-30-х годов выпустились сотни рабочих, которые через несколько лет встали на защиту Отечества и самоотверженно трудились в тылу. Среди них почетные граждане города: А.Е. Закорюкин - мастер локомотивного депо; Н.Ф. Кретов - председатель Красноуфимского горсовета; В.Ф. Тулин - поэт, журналист; С.А. Никифоров - мастер по дизельным установкам в дистанции электроснабжения; Н.Ф. Сухобский - Герой Советского Союза; Н.Д. Моржерин - полковой комиссар авиационной дивизии, и многие другие.

Очерк об учителе музыки П. И. Осокине

В год празднования восьмидесятилетнего юбилея ДШИ будет логично обратиться к истокам, вспомнить о людях, вложивших свой талант, энтузиазм и жар души в развитие музыкальной культуры нашего города. Звезда первой величины среди них - Павел Иванович Осокин (1887-1955).

Приехав в 1911 году в Красноуфимск. он преподавал пение и музыку в промышленном училище, женской гимназии, во многих школах, работал в клубе им. Ухтомского, был дирижёром духового и симфонического оркестров, концертмейстером хора драматическим артистом, занимался постановкой оперетт. Он - удивительный человек: увлечённый, яркий, неординарный, общительный, порой одержимый.

Интересно описывает О.С. Дьяконова в сборнике «Заслуженные учителя города Красноуфимска» (2014 год) представление Павла Ивановича учащимся промышленного училища:

«Господа внимание! После утренней прошу не расходиться,- обратился к коллегам и учащимся директор промышленного училища. Утренние молитвы были обязательны для всех, весь коллектив учебного заведения на них собирался. После службы директор продолжил:

- Представляю вам нашего нового учителя пения, господина Павла Ивановича Осокина любезно согласившегося прибыть к нам из Петербурга. Надеюсь, у нас, хоть город и не губернский, вам понравится! Дел много!

Из-за его спины вышел молодой худощавый человек, чуть ниже среднего роста щеголевато одетый, в пенсне, с модной стрижкой «ёжик». А из задних рядов донесся шепот:

- Как же заставили такого «хлыща» приехать в нашу «дыру»?»

Да, он не был похож на местных обывателей: следил за собой, одевался по столичной моде, был ухожен и держал себя с достоинством.

Нашему городу крупно повезло в том, что талантливейший выпускник Петербургского регентского училища волею судьбы оказался в Красноуфимске. Родился он 27 декабря 1887 года в Екатеринбурге, в семье служащего. С детства обладал прекрасным голосом и слухом. В 1907 году успешно поступил во вновь открытое Регентское певческое училище, организаторы которого хотели улучшить качество подготовки регентов и певчих, преодолеть низкий уровень архиерейских хоров, управляемых часто «регентами-самоучками», подготовить профессиональных преподавателей для училищ и семинарий — словом, «воспитать таких деятелей, которые силою своего служения искусству создали бы себе достойных преемников повсюду».

Степан Васильевич Смоленский - музыковед, хоровой дирижёр, педагог, оказывал прямое содействие становлению и процветанию этого заведения. В училище, согласно программе, в обязательном порядке изучались теория музыки, сольфеджио, гармония, история церковного пения и музыки, мировое пение, игра на скрипке и фортепиано, методика церковного и школьно-хорового пения. Успешно окончившие первый год обучения в Регентском училище могли стать помощниками регентов, окончившие второй год обучения — регентами, а проучившиеся 4 года становились учителями пения. Воспитанники специализировались как хормейстеры, учителя пения, теории музыки. Как видим, базовая подготовка молодого специалиста была серьёзной и основательной, а Красноуфимск оказался тем самым местом, где он сумел реализоваться.

Нелегко было Осокину после Петербурга оказаться в нашем маленьком городке, но он был молод, горяч и строил «планов громадьё». Его не пугали трудности быта, капризы уральской погоды... Он верил в свою Звезду!!!