Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Поскольку во многих сельских школах обеспеченность учителями с высшим образованием была далеко недостаточной, педучилище стремилось, по возможности, обеспечить городские и сельские школы кадрами. В деревнях было немало двухкомплектных и однокомплектных школ, поэтому в училище готовили выпускников для работы в подобных условиях. Студенты проходили практику, осваивая специфику занятий одновременно с двумя и более классами. Неизмерима заслуга базовой школы в качественной подготовке будущих учителей. Сплоченным, опорным, трудолюбивым коллективом руководила с 1953 года В. М. Муханова (на снимке), заслуженная учительница школ РСФСР. Грамотный эрудированный мастер-педагог умело направляла работу базовой школы. Она учила учителей, делилась опытом, поддерживала дисциплину и порядок в школе, планировала учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованием времени. Вера Михайловна любила свой труд и детей и эту любовь передавала учителям и практикантам. Выпускники 50-х годов в своих воспоминаниях с восхищением и благодарностью пишут о впечатлениях от педагогической практики, проведенной в классах учителей К.А. Дьяковой, Л.А. Андроновой, Д,В. Митрошиной, Н. В. Варламовой, Т.М. Дружининой. Они пишут о том, как терпеливо, умело, тактично помогали учителя базовой школы в выборе и освоении методов и приемов обучения детей, в проведении первых уроков, оставшихся в памяти на всю жизнь.

В послевоенное десятилетие и позднее до 1958 года, практика пробных уроков была более сокращенной. Но и в эти годы результаты работы студентов оценивались высоко, в основном баллами «4» и «5», что свидетельствовало о хорошей подготовленности будущих специалистов.

Участие в учебных кружках и художественной самодеятельности разносторонне  развивало студентов. А какие прекрасные ставились концерты для вечеров не только в своем клубе, но и в подшефных школах, перед избирателями! Традиция военных лет, когда участники художественной самодеятельности  под руководством  П.И.  Осокина выступали перед ранеными бойцами в госпиталях, была продолжена. Большим сводным хором, который называли «факультативным», руководил по-прежнему Павел Иванович, а в 50-е годы - Еловских Злата Валентиновна, приехавшая работать к нам в 1951 году. Молодая, энергичная, музыкально одаренная, она быстро завоевала авторитет в коллективе училища. Любовь студентов к музыке и пению, привитая Осокиным, нашла свое продолжение в деятельности З.В. Еловских, а также в работе преподавателей: Марьина Ильи Павловича, учившего игре на скрипке, Лобовой Нины Денисовны,  Зеленцовой Лидии Ивановны, Зеленцова Леонида Сергеевича, обучавших студентов игре на домре, создавших замечательный струнный оркестр, который в 50-е годы неоднократно получал награды на областных смотрах художественной самодеятельности. Благодаря таким педагогам студенты получали и получают по сей день серьезную музыкальную подготовку. Многие выпускники 40-х и 50-х годов в своих воспоминаниях пишут о том, как они, пользуясь музыкальными инструментами (в основном домрой), проводили уроки пения в сельских школах, руководили струнными и шумовыми оркестрами.

Культ музыки, возникший в педучилище в конце 40-х и начале 50-х годов, выразился еще и в том, что утром, перед занятиями, ежедневно проводилась музыкальная зарядка. Все студенты выстраивались в коридоре здания на втором этаже. Руководили музыкальной зарядкой преподаватели, а позднее - и более способные студенты. Слева от дирижера, стоявшего на небольшом возвышении, стояли первые голоса (сопрано, теноры), а справа - вторые (альты, басы). Дирижер, пользуясь камертоном, задавал ноту «ля», и начиналась распевка исполнением гаммы, народными попевочками, а завершалась пятнадцатиминутная зарядка пением какой-либо народной песни, например, «Во субботу, день ненастный...» После такой музыкальной зарядки все расходились по классам, на занятия.

С 1953 года утренняя музыкальная зарядка была заменена физкультурной. Проводилась она на свежем воздухе, на своем спортивном стадионе, построенном студентами напротив основного учебного корпуса.  Позднее территория этого стадиона отошла вновь построенной школе №1, где для детей оборудовали спортивную площадку. Организацией спортивной  работы в училище руководила Милитина Васильевна Бурмакина (на снимке). Всегда подтянутая, увлеченная, но строгая и требовательная,  она была инициатором введения новых традиций. Ежегодно в конце учебного года проводится большой спортивный праздник на городском стадионе. Жители Красноуфимска тогда еще не были избалованы телевизионными передачами и с большой охотой посещали стадион. На футбольном поле разыгрывалось красивое представление. Все начиналось с парада, в котором принимали участие все группы в полном составе, одетые в одинаковую спортивную форму. Затем студенты показывали синхронные движения с флажками, булавами, шарфами,  обручами,  венками, строили спортивные «пирамиды». Красивое зрелище! А сколько труда и упорных тренировок вкладывалось при подготовке к этому празднику!  На уроках, на занятиях спортивных секций разучивались вольные упражнения. Милитина Васильевна добивалась красоты движений и синхронности сначала с классом, потом проводились репетиции на своем стадионе со всеми студентами. Незаменимым помощником в ее большой работе становится Федотов  Павел  Николаевич, выпускник  1939  года, вернувшийся с фронта, получивший высшее образование и пришедший работать в свое родное училище. Заканчивался спортивный праздник соревнованиями в беге, прыжках и эстафетой с препятствиями.

Об этих и других традициях писал уже на страницах газеты «Вперед» более подробно в 1991 году Леонид Сергеевич Зеленцов.

Я выпускница железнодорож­ной средней школы № 11 (предшественница школы № 86) 1945 года. Наш выпуск - первый послевоенный! Помню суровое лето 1941 года, началась Ве­ликая Отечественная война. В здании школы развернули во­енный госпиталь № 432. Мы ученики помогали вывозить, выносить парты и все оборудо­вание в два старых деревянных здания, где и учились в три смены. Младшие классы в 1 и 2-ю смены, а мы, старше­классники, в 3-ю смену с 17 до 22 часов.

В декабре 1941 года нас че­тырнадцатилетних торже­ственно принимали в комсо­мол. Все ученики были охваче­ны патриотизмом, все, как один, готовы были идти на фронт сражаться с фашистами. Но на фронт нас никто, конеч­но, не послал, а вот в госпита­ле мы дежурили: помогали ухаживать за больными, кормили их, читали письма, газеты, книги. Писали за раненых письма к родным и, конечно, устраивали концерты самоде­ятельности. Занятия многие в годы войны начинались с по­литинформации, и делали ее сами ученики по очереди. Кро­ме того, ежедневно выпускал­ся «Боевой листок», он тоже ос­вещал события на фронтах. В годы войны один за другим погибали в боях за Родину наши ученики, выпускники 1938-1943 годов. Директор школы Василий Александрович Тренин часто получал письма, в которых ко­мандиры частей и соединений благодарили его и учителей за подготовку для армии отваж­ных и умелых защитников Оте­чества. Во дворе старого зда­ния школы стоит обелиск с именами и фамилиями ребят, отдавших свою жизнь за Родину! Вечная память им! Мы не должны забывать о них.

Летом 1944 года госпиталь перевели в глубь страны, в Сибирь. Здание школы осво­бодилось. И снова мы, учени­ки, помогали перевозить все школьное имущество и гото­вить школу к новому учебно­му году.

Первый послевоенный вы­пуск.... 10-й класс заканчива­ло всего 10 девочек. Государ­ственные экзамены нам при­шлось сдавать в Янауле. На каждый экзамен к нам приез­жали наши учителя.

Русский язык и литературу принимала Марина Сергеевна; математику и физику - Вячес­лав Александрович Утемов; химию - Афанасий Мурашко; историю - Елизавета Георгиев­на Химичева.

Наш выпускной вечер был очень скромный. В клубе им. Ух­томского на сцене за столом си­дели директор школы и учите­ля. Мы из зрительного зала вхо­дили на сцену и нам вручали аттестаты зрелости и неболь­шой тортик (в те годы это была большая радость). В физкуль­турном зале были танцы под духовой оркестр. А потом мы разъехались, кто куда. Начались годы учебы в вузах и работа.

О школьных годах в военное время у меня сохранились са­мые трогательные воспомина­ния. Несмотря на войну - школь­ные годы чудесные...

Нина ПОПОВА (КУВШИНОВА).

P.S. В Красноуфимске живет еще одна выпускница 1945 года - Валентина Ермилина (Заикина). Вот что она говорит: «Я окончила Казанский государственный медицинский институт, педиатрический факультет и 35 лет проработала детским врачом. Сейчас мне 78 лет, и я на пенсии. Родители мои Попов Степан Александрович и Попова Нина Михайловна были учи­телями этой школы со дня ее открытия. Брат Попов Юрий Степанович был преподавателем и директором этой школы».

//Знак вопроса.-2006.-№7.-С.6