Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
История становления, развития и совершенствования профессионального образования в России имеет глубокие корни. Более 300 лет назад профессиональное образование в России было положено на государственную основу, причем раньше, чем в Европе. Мудрость Петра I проявилась в осознании необходимости подготовки молодых специалистов для развивающегося государства. Он лично сам составлял первые учебные планы и программы занятий, подбирал преподавателей для артиллерийской и математико-навигацкой школ, с обязательным включением в программы обучения арифметики, словесности, геометрии, географии, астрономии. Обучение в то время носило практический характер. К примеру, будущих навигаторов учили не только механике, но и токарному и плотницкому ремеслам.
Благодаря указам императора Петра, стараниями предпринимателей Демидовых, управляющему горными заводами В.Н. Татищеву на Урале появились первые заводские школы. Именно В.Н. Татищев обосновывает важнейшие направления профессионального образования для школ горнозаводской промышленности, создает для них первые уставы.
В послереволюционный период Наркомпроссом была принята " Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". Недостатком этого периода подготовки рабочих кадров было то, что учебные заведения не имели связи с производством и развитием индустриализации. В 30-е годы они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ и частично в техникумы. От школы ФЗУ - до техникума.
Для вновь открывшейся железной дороги Москва - Екатеринбург в паровозное депо и другие предприятия на станции Красноуфимск потребовались квалифицированные рабочие. В связи с этим отделом просвещения Московско-Казанской железной дороги на базе паровозного депо Красноуфимск 5 декабря 1925 года создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ныне Красноуфимский филиал Уральского железнодорожного техникума, с первым набором учеников в количестве 50 человек по профессии "Слесарь по ремонту паровозов". В 1932 году построено новое типовое здание на улице Первой Деповской с учебными аудиториями, мастерскими, кузницей, столовой и хозяйственными постройками. С этого времени здесь готовятся рабочие практически всех профессий, необходимых для организации движения поездов и их ремонта.
В этот период уделяется большое внимание новому содержанию, формам и методам теоретического и практического обучения. Особое внимание уделялось общественно-практической работе, ученическому самоуправлению, физической и военной подготовке.
Из стен Красноуфимской школы ФЗУ 20-30-х годов выпустились сотни рабочих, которые через несколько лет встали на защиту Отечества и самоотверженно трудились в тылу. Среди них почетные граждане города: А.Е. Закорюкин - мастер локомотивного депо; Н.Ф. Кретов - председатель Красноуфимского горсовета; В.Ф. Тулин - поэт, журналист; С.А. Никифоров - мастер по дизельным установкам в дистанции электроснабжения; Н.Ф. Сухобский - Герой Советского Союза; Н.Д. Моржерин - полковой комиссар авиационной дивизии, и многие другие.
Подробнее: Из истории профессионального образования в России