Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Удачлив был в торговых делах купец Хафиз, недаром был назван окннским муллой, богоугодным именем: «Хафиз», что в переводе с арабского - «человек, знающий Коран наизусть».
Приходилось купцу 2-й гильдии по коммерческим делам мотаться по просторам империи, бывал он и в губернской Перми, горнозаводском Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве и в самой северной столице - Санкт-Петербурге. Особо беспокойными выдавались первые месяцы года в Усть-Маше, главной пристани, где готовились баржи, складировалось зерно. Не один раз по Златоустовскому тракту гонял на своем аргамаке Карагез купец Хабибуллин в уездный Крас- ноуфимск, на пристань и в родовое имение в Большую Оку. Однажды (было это в 1905 году) задержался на пристани большеокинский купец. Хотя давал по мартовскому снегу хорошую скорость: что был за конь! За час одолевал более 30 верст! Проехали Бугалыш, Сарсы, вот и Тавра. Надвигались сумерки. До Оки оставалось не так уже много. Но не только расчетлив был Хафиз-бай, но и осторожен. На широких просторах империи хватало «лихих» людей: были они в поездах горнозаводской железной дороги, на пароходах Камского товарищества «Любимов и К», в гостиницах больших и малых городов, на трактах государевых. Для осторожности была причина: вез Хафиз с собой приличную сумму денег в кожаном мешке (вес в «Катьках»), так называли ассигнации с изображением императрицы Екатерины II, сторублевки, самый большой номинал.
Мысль переночевать в Большой Оке возникла внезапно, хотя был повод для спешки: как раз в этот день второй дочери Разие исполнялось три года (жена Салима не даровала наследниками). Хафиз резко повернул Карагеза к воротам старого знакомого («кунака») Ишмекея, который был не только хлебосолен, но и знал язык соседнего народа.
В ту пору по сумеречной дороге проходил житель околотка Чердаки. Он по лошади узнал, кто возница. При резком свороте что-то вылетело на дорогу из кошевки известного купца. Прохожий мариец подобрал это нечто, повертел в руках не понял, что это такое: круглое, есть короткий ремешок. Придя к себе домой, уже во дворе бросил на клети сарая свою находку - и забыл.
Прошло несколько лет. По какой-то причине упомянутый сарай стал не нужен. Нашелся и покупатель, назовем его Максим. Был он из Малой Тавры. Собрал он «помочь» и на нескольких десятках лошадей увез тот сарай на свою усадьбу и восстановил в прежнем виде. Эта покупка деревянного строения внесла в его жизнь разительную перемену. Стал он творить для бедного марийца, который и имени в официальных документах и в межнациональных отношениях не имел, немыслимые дела: поставил в два года новый дом, покрыл железом, купил лошадей, с ярмарки ли базара Большеокинского не возвращался без покупок, лубеные лапти повесил на шесток.
Позже догадался бывший хозяин того сарая, что в кожаном мешке Хафиз-бая были деньги, да немалые. А для самого большеокинского богатея потеря, была неприятна, но и не разорительна: ведь он ворочал тысячами...
Валерий Ганькин
//Городок. – 2005.
Село Чёрная Речка возникло в начале 20 века. В 1891 году поселения на месте нынешнего п. Ч. Речка ещё не существовало. В начале 20 века началось очередное заселение Урала - переселение крестьян из центральной России в соответствии со Столыпинской реформой. Поселения эти имели искусственный характер и именовались по номерам на карте расселения. В журналах Красноуфимского Земского Собрания имеется информация о посёлке № 84 "Чернореченский", из которой следует, что он существовал уже в декабре 1911 года. С большой долей вероятности, учитывая названия соседних населённых пунктов, можно утверждать, что посёлок № 84 "Чернореченский" и есть наша Чёрная Речка.
Итак, изначально наша Чёрная Речка появилась как поселение крестьян, образованное в соответствии с переселенческими планами Столыпинской реформы. При строительстве Казанбургской железной дороги в ЧР жили строители дороги, а затем - обслуживающий персонал одноимённого железнодорожного разъезда.
В мае - июне 1914 г. было начато строительство железнодорожного пути на всех 9-ти участках линии Казань - Екатеринбург, в том числе на 7-м Красноуфимском. В 1916 - 1918г.г. сданы в эксплуатацию искусственные сооружения линии - тоннели и виадуки. Трёх пролётный виадук в районе ЧР построен по проекту инженера П.В. Щусева. В августе 1919 г. был начат набор штата на предприятия железнодорожного узла Красноуфимск и линейные станции, значит и на разъезд Чёрная Речка. В июне 1918 г. на Урале началась гражданская война. Вдоль линии недостроенной железной дороги велись ожесточённые бои. По воспоминаниям уроженца ЧР Анатолия Оголихина - его бабушка рассказывала, что по горе вдоль пруда проходили отряды "белых". Сам А. Оголихин рассказывает, что был свидетелем находки в пруду ЧР винтовки-трёхлинейки и слышал об обнаружении там же пулемёта "Максим".
В первой половине 20 века железная дорога в России работала на паровозной тяге. Путевое хозяйство в те годы было невысокого качества: шпалы укладывали в основном непропитанные, балластом служил песок, рельсы использовались легкого типа. Примитивным был и подвижной состав. Поезда составляли из 20 - 30 маленьких вагонов, вели их паровозы серии «ОВ». В качестве топлива использовались дрова, скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный страх. Каждый состав сопровождали 10 тормозильщиков и 3 паровозника. Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы - керосиновыми лампами.
На Урале добывались и ныне добываются драгоценные камни и благородные металлы. До революции в Красноуфимске жили скупщики платины. Житель ЧР Жерлыгин Владимир Илларионович сообщает, что по воспоминаниям его матери, за горой в речке Саранинке один человек мыл золото уже в советское время. Не зря, должно быть, одно из окрестных мест называется "Золотые ключи".
Первым промышленным предприятием в ЧР был Чернореченский лесоучасток лесного отделения Казанской железной дороги. Вероятно, основным продуктом предприятия были дрова для паровозов и отопления производственных и жилых помещений железной дороги. Вероятно, Казанский лесоучасток был образован в конце 20-х годов прошлого века. Прекратил свою производственную деятельность на территории ЧР лесоучасток в начале 60-х г.