Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Возвращаясь к напечатанному
Под таким заголовком в газете «Вперед» были опубликованы две статьи жителя Натальинска И. П. Хамзина (16 октября и 12 декабря 1990 года). Иван Павлович предлагал читателям газеты, интересующимся историей марийского народа, откликнуться, поделиться своими знаниями.
Сразу же после их публикации в редакцию пришел краевед Л. С. Зеленцов и принес почитать свое письмо И. П. Хамзину. Начиналось оно так. «Уважаемый Иван Павлович, с интересом прочитал в газете Ваши очерки «Откуда ты, мариец?» и, воспользовавшись приглашением, решил принять участие в разговоре. Но не через газету. Боюсь, подумают, что я выставляю себя осведомленнее Вас. Меня всегда удерживает от
публикации материалов мысль, что есть кто-нибудь, знающий в этом вопросе больше меня. Если разговор у нас состоится, мы сможем потом по взаимной договоренности опубликовать нашу переписку».
А дальше состоялась встреча двух краеведов, после которой редакция получила согласие обоих авторов опубликовать письма, которые и предлагаем читателям с некоторыми изменениями.
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
О том, что местные марийцы делятся на йыпонышей и кунгуров я узнал лет двадцать с лишним назад, занимаясь топонимикой юго-западной части Свердловской области. Сбор коллективных прозвищ входит в программу топонимических исследований. Сначала и у меня возникла мысль, что происхождения этих прозвищ связано с направлениями миграционных процессов. Но настораживала простота объяснения, а она часто бывает обманчива. Потом возникло множество вопросов, на которые я не нашел ответа до сих пор. Не внесли ясности и Ваши очерки.
ПЕРВАЯ ГРУППА ВОПРОСОВ. Кто дал эти прозвища и за что? Называют ли так себя сами марийцы («Мы йыпоныши», «Мы кунгуры») или одна группа другую («Они йыпоныши», «Это все кунгуры»)? Или их так прозвали на прародине (нынешняя Марийская АССР)? А может быть, эти прозвища перешли из лексикона царских чиновников?
Было непременным правилом в документах указывать географическую принадлежность человека, группы людей, например «...что допустили крестьян Чердынского уезда Башкирцевых к заселению деревни, называемой Чувашской, состоящей близ Красноуфимска», «...дали сию запись рудопромышленнику кунгурцу посадскому человеку Пасьянову и по нем же его жене и детям в том, что они (башкиры) припустили его, Пасьянова, на вотчинную свою землю для постройки винокуренного завода», «...на тех-де урочищах по речке Карше живут Усольского уезда черемисы более 30 дворов», «...Оная деревня стоит на реке Юве, а в оной жители черемисы Уфимского уезда, более 35 дворов».
Для того, чтобы какая-то группа людей получила прозвище по тому месту, откуда пришла, необходимо, чтобы эти люди проживали там достаточно долго, чтобы у них появились какие-то отличия в языке, обычаях и чтобы по этим признакам они отличались на новом месте от населения той же национальности (народности). Другими словами, чтобы стали этнической группой.
Природные богатства нашего края позволяли населению заниматься охотой и рыболовным промыслом, как для собственного удовольствия, так и на благо государства. Об этом свидетельствуют документы Государственного архива в г. Красноуфимске. Еще в дореволюционный период в городе было создано Общество охоты. Впоследствии в годы Советской власти оно называлось Красноуфимский Союз охоты (организован в феврале 1920 года), Общество охотников и рыбаков (организовано в 1948 году) и т.д.