Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В апреле 1734 года в урочище красный Яр в небольшую деревушку, расположенную на реке Уфе, был послан с командой солдат полковник Тевкелев. Учитывая выгодное положение Красного Яра, Тевкелев решил заложить здесь крепость для защиты от набегов башкир на Кунгурсний уезд.
В своем письме 27 апреля 1736 года управляющему сибирскими и уральскими заводами ученому и историку Татищеву Тевкелев сообщал, что «описать трудно, сколько место сие удобно для постройки крепости и поселения людей. Земли пахотной под хлеб и лугов для кошения сена предовольно, лесов, ко всякому строению угодных, рыбных ловель великое множество».
В 1735—1736 годах крепость была построена на месте Уфимской пристани, откуда в неурожайные годы сплавляли в Уфимскою губернию на барках хлеб, закупавшийся в селениях Кунгурского уезда. Одно из ранних описаний крепости, относящееся к 1762 году, мы находим в «Топографии Оренбургской…», составленной коллежским советником императорской академии наук Петром Рычковым: «Красноуфимская крепость на сибирской же дороге в вершине реки Уфы... Гарнизон ее состоит из одной роты пехотной да из 300 человек служивых казаков. Жительства в ней дворов до трехсот. Для укрепления снаружи сделан палисад, а внутри рубленый замок, в котором церковь… канцелярия и воеводский дом. Она... построена в 1735 — 1736 годах для всяких наблюдений за башкирцами и чтобы требующиеся из Екатеринбурга железные припасы, получая сухим путем, отправлять отсель до города Уфы водою».
Эти слова известный уральский писатель В. Стариков сказал 18 октября 1963 года, когда с группой коллег из Свердловска побывал на 28-м занятии литературного объединения при редакции газеты "Вперед".
А другой писатель, уроженец села Александровского Константин Боголюбов, заявил: "Красноуфимское литобъединение - сильнее всех других в области". И не удивительно, что в наш город приезжали маститые литераторы и критики того времени. В протоколах литобъединения зафиксированы выступления Леонида Шкавро, Евгении Долиновой, Георгия Краснова, Климентия Борисова, Павла Макшанихина и других.
Эти личности знали, что говорили: в 60-70-х годах 20-го века члены литобъединения "родили" несколько книг и сборников. Особенно плодовито работали писатели Леонид Александрович Александров и Анатолий Александрович Власов, позднее переехавший в Арти. Свои книжки выпустили поэт-фронтовик из села Александровского Василий Федорович Тулин, уроженец Красноуфимска Николай Иванович Захаров, ныне живущий в Ачите. Еще раньше взошли звезды писателей Климентия Борисова, Константина Боголюбова. А если копнуть еще глубже, то свидетельство поэтического творчества можно обнаружить в... 1921 году, когда в Красноуфимске умудрились отпечатать сборник из 30 стихов девяти пролетарских поэтов. Уму непостижимо: всюду разруха после гражданской войны, а горожане пишут стихи, издание сборника оплачивает уездный комитет большевиков. Нынешней бы власти такое понимание важности культуры!
Но все это - в прошлом. А как нынче?
Красноуфимцы могут гордиться - их литературное объединение прошло через все перестройки, ускорения, реформы, рыночный бардак и сохранилось до наших дней!
27 марта в 11 часов в городском Доме культуры, который приютил объединение, местные прозаики и поэты отметят 20-летие "Жаворонка". Между прочим, это название родилось с активным участием Л.А. Александрова, работавшего тогда в газете "Вперед" и только что избранного депутатом горсовета. По нашей просьбе он был направлен редакцией в объединение в качестве куратора, а потом стал председателем "Жаворонка" и руководил им вплоть до своей кончины. А вообще-то "родителями" объединения были редакция газеты "Вперед" (редактор В.Г. Потырин) и горком комсомола (первый секретарь И.В. Антонов), который как раз в то время проводил масштабную акцию "Время досуга - время воспитания" и идея объединения литературно одаренных людей органично вписалась в рамки этого проекта. Подобных организаций тогда, на заре перестройки, создавалось немало, но потом, после ликвидации партийных и комсомольских органов, практически все они прекратили работу. А вот литературное объединение выжило! Наверное потому, что не занималось политикой и ветра перемен мало коснулись своеобразного мира поэтов и прозаиков. Хотя, конечно, идейные споры и дискуссии велись, порой весьма жесткие. Но спорщиков моментально примиряла просьба вернуться к общему увлечению - литературой.