Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
ОБОГАЩЕНИЕ ДУШИ
выдержки из статьи
Нет бесплоднее занятия, чем доказывать, что литература не может существовать, не оглядываясь на прошлое. Можно сказать и так: литература — это сама история, аккумулятор интеллектуальной, нравственной и эстетической энергии человечества.
Закономерность развития исторического жанра проявляется в том, что обретает он «второе дыхание», набирает силу обычно в периоды исторических сдвигов, обостряющих интерес к познанию прошлого. Тогда он становится серьезным фактором формирования исторического сознания.
Современный исследователь справедливо отмечает, что в «духовном складе и поведении героев современного романа все более отчетливо выступает глубоко запечатленный социальный и нравственный опыт общества развитого социализма. Умение выявить нравственный итог исторического развития и соотнести с ним внутренний смысл текущего дня выступает в качестве важнейшего критерия жизненной состоятельности позиции героя, основательности его поступков и суждений. Способность человека «советоваться» со своей личной памятью и тем более с исторической памятью народа является в произведениях современных авторов необходимым условием его человеческой и гражданской зрелости, внутренней устойчивости»[1]. Эти критерии лежат в основе концепции личности, свойственной и произведениям на историко-революционную тему, приобретающим в связи с этим глубокую актуальность и современное звучание. Показывая искания своего героя, писатели стремятся подчеркнуть мысль о нравственной чистоте революции, которая объединяет и сплачивает на этой основе зачастую людей разных поколений. Эта идея пронизывает, в частности, роман-хронику старейшего уральского прозаика Климентия Борисова «Единомышленники» (Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1979).
Роман состоит из трех книг: «Суровый канун», «Семь ветров» (первые две книги были изданы в Свердловске в 1975 году) и «Календарь войны». Трудно понять, чем руководствовался автор, определяя свое произведение как роман-хронику. Видимо, на всю трилогию по инерции перенесены признаки, свойственные, в сущности, одному роману — «Суровый канун», в котором К. Борисов прослеживает динамику роста и становления характера Ивана Хаританова как большевика-ленинца. Во второй книге герой первого романа даже не появляется: речь в ней идет о становлении личности брата Ивана — Дениса Хаританова, который работает на новостройках Урала и Севера, затем возвращается в родной Гранитоград, откуда партия направляет его в политотдел при МТС. Отсутствует сюжетная линия, связанная с Иваном Харитановым, и в романе «Календарь войны». Здесь он появляется на мгновение в главе «Последние листки календаря», встретившись с братом Денисом на территории Восточной Пруссии. Как и надлежит большевику с дореволюционным стажем — в чине полковника. И, разумеется, появляется для того, чтобы проиллюстрировать (иначе функцию этого эпизодического появления и не назовешь) авторскую мысль об идейном единстве братьев Харитановых, прошедших сквозь горнило событий революционных лет, мирного строительства социализма и Отечественной войны и ставших в итоге «единомышленниками».
К концу крепостного периода в Красноуфимском уезде начала развиваться обрабатывающая промышленность. Судостроительные предприятия Каменских, винокуренные и стекольный заводы Поклевского-Козелл были крупными не только в уезде, но и в губернии.
На основе ремесла появляется много мелких предприятий. Большей частью это были мелкие мастерские. Скажем, на мыловаренном, заводе работало два человека, а на всех кожевенных — двадцать.
В 1872 году в уезде было 111 предприятие. В их числе 21 — кожевенное, 4 — салотопенных, 4 —по производству сальных свечей, 9 — овчинных, 4 — винокуренных. В винокурении было занято 158 человек и вырабатывалось в год до миллиона ведер спирта. Были также 7 маслобойных предприятий, 10 лесопилок, 9 дегтярных и 4 стекольных завода. Песок для стекловарения добывался на землях Приданниковского общества Александровской волости в количестве 330 тысяч пудов в год.
По обилию промыслов Красноуфимский уезд занимал одно из первых мест в Пермской губернии. Он входил в число пяти уездов, отнесенных к первой группе с наибольшим процентом кустарей, работающих на рынок, и, вместе с тем, с относительно высоким уровнем развития кустарной промышленности.
В 1889 году получило большое развитие мелкое кузнечное производство. Кузниц было зарегистрировано в уезде около ста. В том же году в Красноуфимске был фосфорный завод, на котором работало 27 человек. Сумма его производства составляла 26723 рубля. Кроме него было 10 кожевенных заводов с 27 рабочими и суммой производства в 31130 рублей, две гранильных фабрики цветных камней, на которых работало 129 рабочих. Они выпускали продукции на 641275 рублей.
Из наиболее выдающихся кустарных промыслов было производство земледельческих машин. Центром его не только в уезде, но и в губернии был Нижнесаранинский завод. Он выпускал молотилки, веялки, кулеотборники, сеялки и другие машины. Их производство стало развиваться в последней четверти XIX века, после пожара 29 апреля 1864 года и прекращения в 1876 году действия железоделательных заводов.
Высоким качеством изделий саранинцы так зарекомендовали себя, что «не имеют возможности выполнить всех поступающих к ним заказов с разных концов Сибири и Европейской России» (Обзор Пермской губернии за 1900 год). «Саранинские молотилки конкурируют с заграничными» (X. Озеров. «Горные заводы Урала», издание 1910 года, стр. 10).