Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Советская – несомненно, главная и самая прямая улица города. В отличие от других улиц на Советской осталось всего три двухэтажных полукаменных и один одноэтажный дом старинной застройки. Нередко новые зданияотступают от старинной линии домов, и поэтому улица кажется шире других.
На Советской расположены два административных здания, в народе их называют «старый горсовет» и «белый дом». Первое здание построено в 1938 году как детские ясли, на протяжении примерно 10 лет использовалось по назначению. В 1948 году (тоже примерно) в него переехал горисполком, размещавшийся до этого в доме №72 (теперь 80) на улице Пролетарской, и горком КПСС.
Новый горсовет («белый дом») сдан в эксплуатацию в 1971 году, сюда переселился горком КПСС, главные отделы горисполкома, а в старое переехали отделы, службы, располагавшиеся до этого в разных зданиях чуть ли не по всему городу. В 1991 году, после ликвидации горкома и Советов, здание занимает городская администрация. В 80-е годы пристроено правое крыло (если смотреть со стороны Советской), левый пристрой заселен в 1995 году налоговыми инспекциями и полицией.
«Старый горсовет» и новый «белый дом», кинотеатр «Октябрь», новое здание узла связи и «красная» церковь (последние здания числятся на улице Мизерова) образуют самую большую и самую красивую площадь в городе.
Хотя до революции на этой улице находились земская и городская управы, ее нельзя отнести к старым улицам. Крепость и город первоначально застраивались параллельно реке, в документах, датированных 1800 годом, упоминаются только Большая Гостиная, Троицкая, Никольская, Площадная (Мизерова), Фотеновская (8 Марта).
О сравнительной молодости улицы Советской говорит и ее старое название (Соболевская) - оно лет на сто моложе крепости и города. Деревня Соболева, так тогда говорили, заселиласьв середине 20-х годов прошлого века. Прошло еще немало времени, прежде чем заселок стал деревней, установилась связь с городом, и улица, по которой горожане ездили в эту деревню, назвали Соболевской. На плане Красноуфимска 1884 года Соболевская оканчивалась на улице Бульварной, на этом месте обозначена городская черта.
Документы и факты о строительстве линии Казань-Екатеринбург
Сеть железных дорог Российской империи в 1913 году состояла из 21 государственной и 13 частных магистралей. На ней работало и акционерное общество Московско-Казанской железной дороги, основанное в 1859 году.
Попытки построить магистраль Казань-Екатеринбург предпринимались в 1868-75, 1903 и 1906-07 годах. И только в 1914-м названное акционерное общество, получившее право на это строительство в результате конкурса, приступило к делу на всем протяжении трассы длиной свыше 800 верст (1 верста - 1066,8 метра).
Этому предшествовал указ царя Николая от 14 мая 1913 года «Об отчуждении земли в пределах Пермской, Уфимской, Вятской, Казанской, Нижегородской и Костромской губерний для сооружения двух железнодорожных линий». К тому времени дорога уже имела в своем ведомстве 2486 км стальных магистралей, за год перевозила по ним в среднем 530 миллионов пудов грузов, чистый годовой доход был свыше 9 миллионов рублей, или 7522 рубля с версты. Правда, двухколейный путь был лишь на 188 километрах. И солидный подвижной парк: 523 паровоза, 14994 товарных и 536 пассажирских вагонов, мастерские в Москве, Алатыре, Перово, депо - в Рузаевке, Сасово, Сызрани, Москве, железнодорожные училища в Перово и Москве, телеграфная школа и больницы в ряде городов. Рельсы для стройки поставляли Алапаевские горные заводы, владельцы которых имели половину акций дороги. Крупными акционерами были промышленники, представители царской семьи и видные аристократы. Правление при основании возглавлял К.Ф. фон Мекк (1821-76 гг.), затем его сын Н.К. фон Мекк (1863-29 гг.).
При подготовке серии материалов об истории строительства железной дороги Казань-Екатеринбург, на которой стоит и Красноуфимск, я использовал фотографии из нашего краеведческого музея, которые любезно предоставила заведующая фондами Т.В. Шистерова, а копии изготовил фотокорреспондент газеты «Вперед» С.М. Лещев. Большое им спасибо!
На публикуемой (впервые!) фотографии есть надпись: «Красноуфимск. Скалистая выемка железной дороги. 607 верста». На ней запечатлен начальный этап сооружения тоннеля возле нынешней ветлечебницы. Похоже, это сентябрь 1914 года, то есть идет четвертый месяц строительства. Уже снят грунт и пройден скальный выступ, в данный момент рабочие ведут расширение колеи и ступенчатую выборку камня. Работа тяжелая, ручная. Сверху за строителями наблюдает, видимо, местный житель. Внизу, среди 12 человек, можно заметить (по белой фуражке) инженера-техника. Слева, где сейчас частные гаражи и дорога на Новый поселок, видны постройки, о которых я расскажу в следующий раз. А на господствующей точке можно рассмотреть веху - высокую жердь - своеобразный ориентир для направления оси сооружения тоннеля. Заметны и колышки, которые вбиты инженерами-изыскателями при прокладке трассы. Красноуфимцам и краеведам было бы интересно знать: кто автор снимка и как пробивали тоннель - с одной или двух сторон?