Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Ачитская средняя общеобразовательная школа. Самая большая школа в Ачитском городском округе. Каковы её истоки? Где её "корни"?
Она возникла на базе школы колхозной молодежи, которая была открыта в селе Ачит в 1930-1931 году. В ней работали Н.П. Жиганов, А.П. Жиганова, А.З. Ситникова, Махровская, Минина, Полотова, Андрюкова. В эти годы школа была переведена в Новое Село ввиду тесноты помещения. В 1932-33 учебном году школа была возвращена в Ачит в новое здание по улице Ленина.
Вот как об этом вспоминает Н.И. Захаров: "У истоков ее стояла группа молодых учителей-просвещенцев четырехклассной опорной школы: А.Н. Ситникова, Н.П. Полыгалова, В.Н. Мартьянова. Был открыт при опорной школе пункт приема учеников в пятый класс. На следующий год уже было два пятых и один шестой класс".
Большую заботу о развитии народного образования проявляли секретари райкома партии Токарев, Меньшиков, председатель райисполкома Мешавкин, работник райкома Чазов. Заведующим школой был утвержден Георгий Матвеевич Русинов.
Педагоги З. Мелехова, Е. Шельпякова, К. Зюбан, А. Вилеженина, Махровская, Калашников, Н.И. Захаров были активными, энергичными, инициативными молодыми людьми. Наряду с учебной работой учителя помогали партийной ячейке и сельсовету в завершении коллективизации, организационном укреплении колхозов, в обучении неграмотных. Многие из педагогов вели кружки в клубе.
Вокруг здания школы, светлого, солнечного, тёплого, учителя и школьники посадили молодые деревья. Красавицы яблони, особенно весной, до сих пор радуют глаз своими первозданно-белыми цветами.
Во второй половине тридцатых - к началу сороковых годов это было уже солидное учебное заведение, имеющее филиал от педучилища. Талантливые и опытные учителя школы: А.Г. Поротников, Ф.П. Охапкин, Я.И. Гуськин. Г.П. Бельков, Н.А. Долбнев, Н.И. Кочнев, Е.И. Павлова, З.А. Гришечкина, В.А. Утемов, А.Ф. Густокашина, Н.М Сергеев - щедро делились своими педагогическими "находками" с молодыми учителями района. Много и старательно работали директора: Черниловский, Богданов. Горшков, А.П. Калинин (последний директор перед Великой Отечественной войной).
Десять лет назад два автора — В. Кускови Б. Коган, надо полагать, не сговариваясь,— свои статьи о К. В. Боголюбове назвали совершенно одинаково: «Писатель, критик, педагог». И очень точно определили главное в творческом лице этого своеобычного литератора.
Как и отчего оно сложилось? Конечно, тут сказались индивидуальные особенности дарования, но прежде всего — эпоха. Это она лепила, если хотите — выковывала творческую судьбу Константина Васильевича Боголюбова. Приметный и примечательный факт: 70-летие писателя совпадает с 50-летием Советской власти. Великую Октябрьскую революцию К. В. Боголюбов встретил уже двадцатилетним интеллигентным юношей. Отдав свой разум и сердце новому обществу, он слился с ним, и это определило его творческий путь.
1.
Обстановка в Свердловском коммунистическом институте журналистики была сравнительно вольной. Мы частенько увиливали от тех лекций, которые казались нам скучными или малосодержательными; можно было отсидеться в комнате институтской многотиражки, в комсомольском комитете или в свободной аудитории и развлечься книгой или обычным студенческим трепом. Но на лекциях по литературе XIXвека зал всегда был полон. Читал их Константин Васильевич Боголюбов.
Прошло уже почти тридцать лет, у меня не сохранилось никаких записей, а я помню содержание его лекций, точнее — картин, изображенных в лекциях. Это были именно картины: лектор мыслил образами, и, приобретая эмоциональную окраску, понятия становились доступнее, ярче и определеннее. Все тянулись к этим лекциям, но полностью поняли причины их художнического обаяния, наверное, только в те дни, когда наш преподаватель, смущенный и довольный, дарил студентам авторские экземпляры своей первой книги «Певец Урала». Это было в 1939 году.
Впрочем, ни он на себя, ни окружающие на него тогда, как мне помнится, еще не смотрели как на писателя. Для нас он был только преподаватель — хороший, талантливый преподаватель, пишущий к тому же научные работы и критические статьи. И еще — мятущийся, ищущий: ему вдруг надоедало читать курс XIXвека, он брался за лекции по современной литературе, приедалось то — брался за что-то третье.
Сейчас-то я понимаю, отчего и как это происходило.
С самого начала в нем уживались и писатель, и педагог, и учитель. Но это «самое начало» тоже пришло не сразу.
Он родился 23 августа 1897 года в селе Александровском, Красноуфимского уезда, Пермской губернии. Вскоре его отца, священника, перевели на север губернии, в село Вильгорт, что за Чердынью, на реке Колве. Там и прошло детство. А юность шагнула из-под родительского крова: Константин Боголюбов уехал в Пермь, окончил там гимназию и поступил в только что открывшийся университет, решив стать учителем-словесником. В ту пору забрезжило и желание попробовать силу своего пера: на страницах «Пермских губернских ведомостей» появились первые стихотворные опыты К. Боголюбова. Но все было еще туманно, и свободное от университетских занятий время юноша отдавал не столько бумаге, сколько книгам и театру.