Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
На 36-й сессии Уездного Земского Собрания ставился вопрос о создании в Красноуфимске земской публичной библиотеки.
На 37-й сессии был заслушан подробный доклад с "представлением выработанного Управой проекта Устава библиотеки правил пользования книгами".
Но предложение это тогда не осуществилось из-за финансовых затруднений, из-за отсутствия помещения.
В настоящее время, то есть в 1911 году "не встречается препятствий к открытию библиотеки".
Отчисляется сумма 2200 руб.
Приобретено 693 экземпляра книг на сумму 858 руб. 81 к.
Приобретено книг медицинских - на 141 руб. 42 к., некоторых других специальных изданий на 11 руб.
Отвод помещения - верхний этаж земского (бывшего Чистякова) дома.
Предоставляется право бесплатного пользования книгами всем лицам, состоявшим на службе земства и лицам крестьянского сословия.
Из архивных материалов.
Мы переехали на Трактовую (так называлась до 1956 года улица имени Ухтомского) в 1931 г., когда мне было 4 года. Здесь прошло мое детство, юность, отсюда в 45-м ушел на 6 лет в армию. В общей сложности прожил на этойулице около 50 лет, и знаюее лучше, чем любую другую. Расскажу, какой была улица Ухтомского (Трактовая) в 30-е годы, шестьдесят лет назад, опишу те места, где проходило мое детство, о наших ребячьих владениях.
Они простирались между железной дорогой и Березовойгорой, от тоннеля до «Вторчермета» и линией, просящей от него до Горняка. За этой линией начинались владения соболевских ребят, за станционными путями - юртовских, за железнодорожнойнасыпью - городских. За Березовой горой - ничейная территория, там не было никакого жилья. Конечно, эти границы расширялись по мере того, как мы подрастали. Когда пошли в школу, в нашем классе оказались ребята из Соболей, с Юртовской горы, мы подружились, ходили друг к другу в гости, но всеравно НАШЕЙ территорией оставался этот огромныйтреугольник.
Железнодорожная линия тогдабыла однопутной, станционных путей было меньше, поездам приходилось подолгу ждать, пока на станции освободится путь. Напротив элеватора стоял семафор с двумяруками, двумя крыльями, от них шли два троса, подвешенные на блоках, которые заканчивались двумя барабанами. Когда путь на станции освобождался и можно было пускать поезд, к барабанам подходил железнодорожник и, вращая рукоятку, тянул тот или другой трос. На семафоре поднималась или верхняя (большая) или нижняя, маленькая, «рука». Машинист таким образом получал разрешение ехать. В темное время и в тумане на семафоре таким же образом отодвигались заслонки, и появлялся зеленый или красный свет.
Между Березовой и Сосновой горами и на месте нынешнего поселка Горняк все было покрыто трудно проходимыми зарослями из ольхи и черемухи, хмеля…, не было, конечно, ни одного дома. А там, где теперь верхний конец Горняка, был пруд, земляная плотина с деревянным лотком, с которого с оглушительным шумом с высоты, как мне теперь кажется, 3-4 метровнизвергалась вода. Водопад! Сюда ходили мы купаться, ловить рыбу (по рассказам старых рыбаков в Сарге водились даже хариусы). Около пруда в те годы зарождалась артель «Горняк» (упоминается в отчетах горсовета за 1931 год), и это место называли Саргастрой, название Горняк появилось позже. Тут был небольшой заводик по производству строительного и огнеупорного кирпича, печи для обжига. Глину брали в Липовом сколке и в лесу между Фуколовским кордоном и Саргой (его называли Казник), до сих пор в этих местах сохранились ямы, заполненные водой. В составе завода стеновых материалов (цех метлахской плитки) бывший «Горняк» просуществовал до начала 80-х.
По Сарге весной сплавляли лес и около моста (у железной дороги) был склад, выделялись штабеля бревен одинаковой длины и толщины, выструганные, быть может, даже рубанком. Говорили, что их отправляли за границу.
Зимой по Сарге прокладывалась ледовая дорога для вывоза леса на тракторах. На тракторные сани устанавливался огромный деревянный ящик с отверстиями над задним концом каждого полоза. Вода выливалась на след от полозьев, замерзала... Непонятно, как удавалось соблюдать или обходить все многочисленные извилины реки.