Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ КАЗАНЬ—ЕКАТЕРИНБУРГ
История строительства Южного хода Горьковской железной дороги является одной из малоосвещенных страниц отечественного железнодорожного строительства. Отдельные издания, содержащие отдельные сведения, редкие подлинные документы, воспоминания ветеранов позволяют дать общую картину строительства железкой дороги Казань—Екатеринбург (Свердловск).
Известно, что Россия пережила «железнодорожный бум». Первые железные дороги связали Москву как экономический центр с рядом важнейших районов, городов — Курском, Нижним Новгородом, Ярославлем и др.; затем устанавливается связь центра с портовыми городами (Одессой, Ростовом-на-Дону, Ригой). Было начато строительство дорог на окраинах (Пермь—Екатеринбург).
В 80-е годы, особенно во второй половине, усиленно продолжалось железнодорожное строительство. За это десятилетие были построены следующие основные железные дороги в России: Екатерининская, связавшая Донецкий бассейн и Криворожье между собой и с портами Азовского моря, Закавказская — до Батуми, Закаспийская — до Ашхабада, Уральская — от Покровска на Волге до реки Урал, железная дорога Харьков—Балашов—Камышин связала Харьковский промышленный район и Донбасс со Средним и Нижним Поволжьем. Известный государственный деятель того времени Б. Н. Чичерин писал: «Это была пора железнодорожной горячки. Уже е самого начала царствования АлександраВторого, когда для частной предприимчивости открылось широкое поприще, стали возникать общества для построения железных дорог». В 1910—13 гг. было построено 3200 км железных дорог, общая сеть России составляла 68379 километров.
История железнодорожного строительства на Урале такова. В 1874—1878 гг. была построена Уральская горнозаводская железная дорога, заменившая на большом отрезке традиционный гужевой путь от Перми до Екатеринбурга. Она явилась первым большим звеном в сооружении Сибирской магистрали.
В следующем десятилетии на средства казны велось строительство железной дороги, идущей от Екатеринбурга до Тюмени. С начала 1888 г. обе дороги были слиты в одну магистраль, получившую название Уральской.
Одновременно велись работы по строительству железной дороги на Южном Урале. Эта очень важная линия связала Южный Урал с центральными районами страны. Участок Екатеринбург — Челябинск, законченный в 1896 г,, связал Средний Урал с Южным. В самом конце века с постройкой Пермь—Котласской железной дороги Урал получил связь с Северодвинским бассейном, с Белым морем. Самая главная из южных дорог — Оренбургская, построенная Акционерным обществом в 1874—1877 гг., связала Оренбург с Самарой.
Известно, что Красноуфимский уезд, образованный из бывших владений Кунгурского и Оханского уездов при Екатерине II (Великой) в 1781 году, занимал не только обширную территорию юго-запада Пермской губернии, но имел кроме уездного Красноуфимска ряд крупных горнозаводских поселений. Так как в последние годы возродился и местнический патриотизм, может быть, нижеследующий материал будет полезен и интересен. Данные на конец 19-го столетия.
"В 42-х верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в сторону от Большого Сибирского тракта" находится Нижне-Сергинский чугунноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов.
Завод расположен в Красноуфимском уезде, в 20 верстах от ст. Гробово, лежащей на Большом Сибирском тракте.
Завод построен в 1742 г. на башкирских землях и принадлежал Губину, от которого товарищество приобрело его вместе с другими заводами в 1881 г. Селение расположено на большом пространстве как в котловине, так и по увалам гор. В заводе числится до 14 тыс. жителей, и он считается одним из крупнейших населенных пунктов во всем Красноуфимском уезде. В заводе имеется общественный клуб, общество потребителей, две церкви, 4 школы, много лавок и магазинов, почтово-телеграфное отделение, заводская больница, памятник Александру 11 и пр.
Завод выплавляет до 450 тыс. пудов чугуна, вырабатывает стали в болванках и отливках более 720 тыс. пудов, стали сортовой, листовой и проч. до 17 тыс. пудов.
В Сергинском округе имеется до 18 рудников бурого железняка, на которых ежегодно добывается до млн. пудов руды с содержанием от 42 до 48% железа.
Продукты отправляются сплавом по р. Уфе и по Пермь-Тюменской железной дороге.
В 2-х верстах от завода находятся Сергинские минеральные воды. Серный ключ истекает у подошвы крутой горы и на берегу р. Серги, впадающей в Уфу. Когда и как открыт этот источник - неизвестно, но с 1832 года он посещается больными и оказывает благодетельное действие против многих болезней. По химическому составу ключ этот принадлежит к холодным солено-сернистым водам.
При источнике устроены комнаты и курзал. Воды находятся в аренде у доктора В.А. Доброхотова.