Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В прошлом году железнодорожники отметили 80-летие прибытия первого поезда на станцию Красноуфимск, что случилось 14 марта 1919 года, а через год прошел первый «сквозной».
Линия Казань-Екатеринбург строилась для связи центральной России с Уралом по кратчайшему пути. Документы говорят (в частности, описи по отчуждению земли от государственных крестьян Красноуфимского уезда) о том, что работы по строительству этой магистрали были начаты в конце мая 1914 года на всем ее протяжении. Планировалось, что работы будут закончены к осени 1916 года, то есть при общем протяжении 910 верст (1 верста 1,07 км.) темпы строительства планировались порядка 300 верст за год. Была назначена и окончательная дата приемки в эксплуатацию - 17 мая 1917 года.
Большие социальные потрясения - первая мировая война, две революции, гражданская война отодвинули на несколько лет начало сквозного движения.
После освобождения Урала от белогвардейцев и белочехов осенью 1919 года специальная комиссия сделала заключение, что Казанбургская линия к эксплуатации непригодна. 23 января 1920 года совет рабочей и крестьянской обороны принял постановление, в котором говорилось, что сквозное движение до Екатеринбурга должно быть восстановлено к 1 июля, а регулярное движение должно быть начато не позднее 1 октября.
В восстановительных работах были задействованы части запасной армии. Вновь возводились сожженные станционные здания и мосты, укладывался балласт, протягивались линии телефонной и телеграфной связи.
Из 12,5 тысячи красноуфимцев 4,5 тысячи были заняты на восстановлении Камского моста в районе города Сарапул. Именно это недостроенное стратегическое сооружение через Каму было причиной отсутствия сквозного движения. 12 марта 1920 года по Камскому мосту прошел первый поезд с сибирским хлебом.
А 1 июля 1920 года первый «сквозной» поезд прибыл в Екатеринбург. Жители столицы Среднего Урала отметили это событие как большую победу. Газета «Уральский рабочий» за 1,2,3 июля посвятила этому событию целый ряд интересных публикаций - вот их заголовки: «Новая дорога», «Значение нашей победы».
К сожалению, в Красноуфимске не сохранилось никаких документальных свидетельств о прохождении этого исторического поезда. Учитывая небольшое расстояние до областного центра, полагаю, что поезд из Москвы впервые прошел через нашу станцию 30 июня 1920 года, то есть этому событию исполнилось восемь десятилетий.
В. ГАНЬКИН.
Ганькин В. Первый "сквозной" поезд прошел через Красноуфимск 30 июня 1920 года/ В. Ганькин // Вперед. - Красноуфимск, 2000. - 3 июля. - С. 3.
Статистика:
Первыми статистику умеренных и сильных сотрясений земной тверди стали вести китайцы более 3 тысяч лет назад. Есть японский каталог, он охватывает меньший период, но не содержит пропусков. Первый сейсмограф (прибор для фиксации землетрясений) был создан тоже китайцем, Чжан Хэном, в 132 году нашей эры. Это был сосуд с 4-мя головками дракона, обращенными по сторонам света, в пасти каждой головы находились металлические шарики, связанные с вертикальным маятником. При сотрясении шарик падал в рот жабы.
Электромагнитные (маятниковые) сейсмографы появились в начале 20-го века и почти одновременно были установлены в разных частях планеты. Сейчас в мире больше 1000 сейсмических станций, своего рода ушей человечества, приложенных к телу Земли, данные с них поступают в Международное сейсмическое бюро во французский город Страсбург.
В России землетрясения фиксировались в летописях, начиная с «Повести временных лет»,- около 1096 года. А наиболее полно эти явления отражены в «Каталоге землетрясений в Российской империи» (И. Мушкетов, А. Орлов), изданном в 1893 году.
Из него можно узнать, что больше всего распространены ТЕКТОНИЧЕСКИЕ землетрясения, возникающие в горных породах. А Урал - горная страна, поэтому нам интересно, насколько часты и сильны были землетрясения у нас.
Вообще-то Урал - это горная система, покоящаяся на твердой платформе. Но и она подвергалась тектоническим катаклизмам. Так, в 1798 году землетрясение было зафиксировано в Перми, Екатеринбурге, Кунгуре и Верхотурье: «В ночь на 12 мая выпал снег. В этот же день послышался глухой шум землетрясения. Оно не принесло особого вреда, но от бывшей в то время стужи на всем пространстве Пермской губернии пострадал местами хлеб, который, впрочем, потом поправился», «...в 4 часа 30 минут произошло землетрясение в городе Перми. Продолжительность - несколько секунд. В соборной церкви качались паникадила, тряслись связи и слышен был какой-то гул. В домах колебались стены и мебель, трещали окна. Сила землетрясения - 4 балла» («Каталог...», стр. 188).