Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Деревянное одноэтажное на подклете здание расположено на Дивеевой горе. Из-за понижения рельефа каменное основание корпуса резко нарастает к западу (здесь устроен полуподвальный этаж с небольшими окнами). Здание является составной частью больничного комплекса, включающего лечебные и хозяйственные корпуса, расположенные на территории лесопарка, массив которого простирается вдоль улицы Свободы. Сохранившийся фрагмент кованой ажурной ограды с двухчастными воротами (широким проездом и калиткой), примыкающими к зданию справа, и небольшим фрагментом ограды с калиткой слева от фасада (вместе с дощатым забором, являющимся их продолжением) ограничивают территорию больничного комплекса с северной стороны. Объемное решение постройки просто и лаконично. Прямоугольный в плане объем, усложненный с южной и восточной сторон тамбурами входов, вытянут вдоль границы комплекса с востока на запад.
Здание земской уездной больницы построено в 1886 г. на территории больничного комплекса (формирование которого было начато еще до 1828 г.) по инициативе и проекту земского врача г. Красноуфимска М.И. Мизерова (1854-1913), доктора медицины, прогрессивного врача-общественника, проработавшего в Красноуфимском уезде почти 30 лет.
Больница Мизерова функционировала до 1976 г. В настоящее время здесь находится межбольничная аптека. Неоднократные внутренние перепланировки не изменили первоначальный вид памятника.
Мемориальная доска была установлена в 1970 г.
Все фасады имеют симметричную схему членения и одинаковые приемы убранства. В композиции главного пятичастного фасада четко выявлены междуэтажное членение, углы и центр.
Низкий цокольный этаж, трактованный в качестве постамента, отделен от высокого первого этажа рельефно выступающим междуэтажным карнизом. Гладкая плоскость стены цоколя, оштукатуренная и побеленная, не расчлененная проемами, выглядит особенно внушительно. Плоские лопатки, соответствующие выпускам бревен, расчленяют поле стены первого этажа на пять равных двухосевых частей. Расставленные в мерном ритме крупные прямоугольные окна обрамляют рамочные профилированные наличники. Средняя ось фасада отмечена расположением главного входа, оформленного дощатым тамбуром, равным с ним по высоте, перекрытым на два ската с треугольным фронтончиком. Стены тамбура аналогично фасадам дома обшиты вертикальным тесом, а цоколь — горизонтальным, углы выявлены огибающими лопатками. Вход фланкируют два узких окна и одно лежачее прямоугольное сверху. Окна обрамлены простыми рамочными наличниками. Двустворчатые полотна двери декорированы филенками. Перед входом устроено двухступенчатое крыльцо.
Северный восьмиосный фасад, обращенный к территории комплекса, членится лопатками на пять равных по протяженности прясел, содержащих по одному окну на флангах и по два в средних пряслах. Во втором прясле слева одно из окон более крупное (спаренное). Наличие крупного окна продиктовано особенностями внутренней планировки. Наличие подвального этажа только под западной частью дома выявлено на фасаде тремя маленькими лучковыми окнами без наличников, расставленными на одной оси с верхними. Западный торцовый четырехосный фасад расчленен лопаткой на два равных прясла с двумя широко расставленными окнами. В цокольном этаже дверной проем, ведущий в подвал, несколько смещен от центра влево. Ось симметрии подчеркнута положением слухового окна. С восточной стороны к центральной части фасада примыкает тамбур входа, перекрытый высокой односкатной кровлей. По обеим сторонам от него на фасадах имеется по одному окну. Их несимметричное положение отвечает внутренней планировке. Единство фасадам придают опоясывающие здание по периметру два рельефно выступающих карниза (междуэтажный и венчающий), а также широкий гладкий фриз.
В здании два входа: с юга и востока. Со стороны главного фасада вход в дом осуществляется через тамбур с лестницей, ведущей в прихожую, и примыкающий к ней справа просторный вестибюль с тремя окнами на южную сторону фасада. В средней части внутренней стены вестибюля широкий проем ведет во внутренний коридор, посредством которого осуществляется связь с остальными помещениями. В восточном торце коридора устроен выход во двор через холодные сени пристройки. Более крупные комнаты выходят окнами на северный фасад. В интерьерах сохранились круглые печи. Убранство помещений включает филенчатые лепные карнизы, падуги на потолках. Цоколь сложен из каменных блоков и побелен, верхний этаж состоит из пяти бревенчатых срубов, сложенных «в обло», обшит вертикальным тесом, перекрыт высокой четырехскатной кровлей.
***
Образец полукаменной гражданской постройки конца XIX в., в основе декоративного убранства которого лежат давние уральские традиции резьбы по дереву с введением классических архитектурных элементов.
Н.Б. Козюк, В.А. Чудиновских
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 446-447)
О талантливом докторе Матвее Ивановиче Мизерове, враче вересаевского типа, было уже немало публикаций, основанных на воспоминаниях его коллег-современников, друзей, близких. В своей статье я хочу рассказать об одном из старших сыновей Матвея Ивановича - Вадиме, человеке, известном в художественной среде, но о котором на родине, к сожалению, мы узнали совсем недавно. Кто же он, неизвестный нам Вадим Матвеевич Мизеров?
Со времени рождения Вадима Матвеевича прошло 115 лет, а со времени смерти - 50. Он родился в Красноуфимске в 1889 году, был третьим ребенком в семье. Несомненно, атмосфера дома явилась основополагающей в становлении человеческих качеств сына. После окончания Тюменского реального училища он поступил на архитектурный факультет Казанской художественной школы, которую закончил с отличием в 1913. году. Учителем Мизерова был известный живописец Николай Иванович Фешин. Тогда впервые в жизни Вадим «почувствовал» родство живописи и графики и понял, что живописность заключается в умении создавать богатство тона. Его дипломный проект «Часовня для Томска» был отмечен первой премией. Так, впервые случай столкнул Мизерова и Томск.
В 1913 году его работы привлекают одного из членов объединения «Мир искусства» Е. Лансере, по просьбе которого Мизеров начинает выполнять зарисовки строений Пермской губернии для петербургского архитектурного журнала. Несомненно, что удачно выполненный заказ был бы путевкой Мизерову в Петербург. Но случилось иначе: летом 1914 г. началась первая мировая война и Вадим был мобилизован. В 1920 году он приезжает в Томск, вступает в секцию ИЗО, куда входили крупные художники В. Милашевский, М. Берингов. А. Тихомиров и др., которые одним их своих направлений в работе считали сохранение архитектурных памятников Томска путем зарисовок. Так рисунки старых домов, крылец, дворов помогли Мизерову полюбить Томск навсегда. Работая здесь, он руководил кафедрой графики и технического черчения в Политехническом институте и возглавлял художественную студию Дома ученых. О творчестве Вадима Мизерова много писал известный искусствовед П.Д. Муратов; педагогической деятельности Мизерова посвящена статья его вдовы Валентины Михайловны Гладковой в сборнике «Художественная культура и интеллигенция в Сибири», его хорошо помнят старые томичи. Но он, как и многие художники его поколения, не стал широко известным потому, что не превозносил себя, не хулил мыслящих иначе, чем он, да и потому, что жил далеко от столицы и на уговоры о переезде не поддавался. История искусства XXвека еще только начинает высвечиваться: появляются новые имена и неизвестные произведения, вслед за которыми приходит истина оценок. Творчество Вадима Мизероваво многом продолжение его личности. В жизни художнику были присущи особая пластика и артистизм. А разочарования, неудачи, губительное для него противоречие 1930 годов были скрыты от большинства глаз. Томичам осталось его богатое графическое наследие, рисунки, акварели, женские и детские портреты, бережно сохраненные его вдовой и сыном Борисом и переданные в Томский областной художественный музей. К большому сожалению, в фондах нашего музея нет ни одной работы этого замечательного мастера, но мы рады, что имя нашего бывшего земляка не находится в забвении.
ШистероваТамара Владимировна, заведующая фондами Красноуфимского краеведческого музея
ШистероваТ. В. Из ранее неопубликованного:[В. М. Мизеров - сын М. М. Мизерова: К 150-летию со дня рождения доктора медицины, Почетного гражданина города Красноуфимска Мизерова Матвея Ивановича]/ Т. В. Шистерова // Городок.-Красноуфимск, 2004.-N 20. - С. 10.