Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В 1914-1916 гг. А.В. Щусев проектирует ряд железнодорожных сооружений. В состав проектов входили вокзальные здания различных классов, станционные постройки, жилые дома, школы, амбулатории, предназначенные для служащих и рабочих железных дорог. На уральских железнодорожных линиях это были вокзальные здания станций третьего класса, в том числе вокзал в Красноуфимске. Примечательно, что здания вокзалов проектировались с использованием мотивов петровского и елизаветинского барокко. Проект вокзала был в 1915 г. опубликован в Ежегоднике Императорского общества архитекторов - художников.
В плане вокзального здания изначально выделялись два боковых пассажирских зала. И еще один зал располагался в центре при входе с перрона. Конфигурация плана раскрывала симметричность объема вокзала с выделенным центром и двумя ризалитами на торцевых фасадах.
Фасад, обращенный на привокзальную площадь, имеет симметричную композицию с центральным ризалитом и высоким шлемовидным куполом. В ризалите расположен главный вход. Фасад мерно расчленен арочными окнами и рустованными лопатками в простенках. Боковые окна центрального ризалита имеют прямоугольную форму. Фасад венчается профилированным карнизом. С отступом от него находится невысокий аттик с окошками верхнего света. Боковые части здания имеют полувальмовую кровлю. Центральный купол плавных очертаний, на каждой из граней включает выступающие слуховые окошки овальной формы с крестообразным переплетом. Окошки охвачены рельефами и лучковыми фронтончиками, купол увенчан высоким фонариком с узкими арочными оконцами, рустованными лопатками в простенках, профилированным вынесенным карнизиком и увенчанным шпилем шлемовидным куполком, в миниатюре повторяющим форму большого купола.
На фасаде, обращенном в сторону перрона, выделяется широкое крыльцо, ведущее к входу. Здание вокзала здесь стоит на откосе, с повышенным рельефом. Вход оформлен глубоким портиком с двумя муфтированными колонками, спаренными боковыми пилястрами, оформленными крупным рустом. В портике находятся три арочных проема, центральный из них - вход с двустворчатой дверью и высокой фрамугой. Вход фланкирован двумя арочными окнами с фрамугами и рустованными боковыми лопатками. Углы стены за портиком также обработаны узкими рустованными лопатками. По сторонам от портика находятся еще два входа с двустворчатыми дверьми, с высокими фрамугами, охваченными глухим рамочным рельефом.
Центр фасада также оформлен куполом с фонариком. Боковые крылья мерно расчленены арочными окнами с фрамугами и спаренными плоскими рустованными лопатками. Фасад венчается профилированным карнизом с раскреповкой по колоннам портика и лопаткам. Над карнизом проходит парапет, также раскрепованный по оси старинных лопаток. Над боковыми окнами в парапете раскрываются узкие окна чердака. Узкие торцевые фасады имеют ризалиты, заключающие три высоких арочных окна с лепными клинчатыми камнями, оформленными рустованными лопатками. Боковые части фасадов с узкими прямоугольными окнами акцентированы рельефными кружками. Фасады завершают профилирование карнизы и парапет с проемами чердаков.
***
Уникальный образец архитектуры вокзала Казанской железнодорожной ветви авторства известного русского зодчего А.В. Щусева в формах русского барокко.
Е.В. Звагельская
(по материалам: "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008. – С. 448-449)
В сентябре 1977 года женский экипаж флагмана Аэрофлота «ИЛ-62М», командиром которого была наша землячка Вертипрахова Ираида Федоровна, установил несколько мировых рекордов по высоте, дальности и скорости полета, проделав путь Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва. А еще через 2 месяца совершил беспосадочный полет по маршруту София-Владивосток. Ираида Федоровна - единственная в авиации женщина, получившая высокое звание «Заслуженный пилот СССР». Американские летчицы, рекорд которых экипаж Вертипраховой перекрыл в 3 раза, открыли в Ванкувере барельеф Ираиды Вертипраховой, а одну из аллей в мемориальном парке назвали ее именем.
Но после этого ее снова вернули в Красноярский авиаотряд на рейсовый самолет «ТУ-154». А через четыре года при посадке в Сочи случилось непоправимое - управляемый ею «ТУ-154» выкатил за полосу, хотя и не по ее вине, и начальство это знало - удержать штурвал такой машины не всегда удавалось и мужчинам. После этого и перевели ее вторым пилотом на «ИЛ-18».
Три года Ираида Федоровна пыталась найти справедливость, но безуспешно. Тогда и написала заявление об уходе из авиации. Сдала квартиру в Красноярске и вернулась в родной Красноуфимск к матери, хотя не мыслила себя без неба. «Счастье, когда ты в кабине самолета», - говорит она.
На долгое время начальство о ней забыло. Но не забыли ее друзья из родной авиакомпании и жители г. Красноярска, которые предложили ее именем назвать третий по счету купленный авиакомпанией «Красэйр» (правопреемник трудового коллектива Вертипраховой) суперсовременный лайнер «ТУ-204». Одному из них присвоено имя художника Василия Сурикова, другому - олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина. Третий будет носить имя нашей землячки. Об этом писала газета «Труд», корреспондент которой побывал в гостях у знаменитой летчицы.
Навестили ее и журналисты газеты «Вперед», и фотокорреспондент Сергей Лещев сделал снимок на память, правда, совсем в домашней обстановке.