Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
«Рожденный ползать - летать не может!» - эту истину, запомнившуюся со школьной скамьи, я испытал на себе. С 1941 по 1951 годы рос среди летчиков, среди гула самолетных двигателей, прогреваемых перед полетом. Живя в Свердловске, улетал с аэродрома «Уктус» в Кольцово и обратно на самолете У-2. Таким образом доставляли меня в летний пионерский лагерь, когда я был учеником с первого по четвертый класс. Ветел в кабине самолета ЛИ - 2 над заснеженными вершинами Памира, когда в 1947 году отца перевели из Свердловска в Таджикское управление Гражданского Воздушного флота, и для перевозки семьи с багажом был выделен этот самолет.
Карабкался с другими мальчишками по списанным самолетам «Дуглас», «Мессершмитт» в Сталинабадском аэропорту. Но летчиком я не стал. Окончив 8 классов Красноуфимской средней школы №1, я уехал поступать в Херсонское мореходное училище.
Всю жизнь мне суждено было ползать по болотам, лесным речкам, лесам и горам, т.к. охота и рыбалка были моим страстным увлечением. В молодости - гонять футбольный мяч и двадцать лет шагать по шпалам Красноуфимской дистанции пути с различными проверками. Бег на стадионе и ходьба по перегонам по сравнению даже с идущим на посадку самолетом - это ползанье.
Сегодня живет среди красноуфимцев скромная женщина, которая за штурвалом самолета провела половину своей жизни. Полеты для души в Свердловском аэроклубе, где она занималась в 1951-52 годах как пилот - спортсмен, открыли дорогу в большую авиацию. Летное дело стало ее любимой и единственной профессией. Это ВЕРТИПРАХОВА ИРАИДА ФЕДОРОВНА - Заслуженный пилот СССР. ЕДИНСТВЕННАЯ В СТРАНЕ женщина, носящая это высокое почетное звание с 1978 года.Газета «Воздушный транспорт» 8 марта 1990 года отметила этот факт статьей специального корреспондента А. Журина, посвященной нашей землячке. Статья называлась - «Звезды» исчезают и появляются вновь». Одной «Звездой» в этой статье названа Вертипрахова И.Ф.
Родилась Ираида Федоровна в Красноуфимске 23 октября 1931 года. Семья никакого отношения к авиации не имела. После окончания семи классов железнодорожной школы №11 (ныне школа №86) поступила в Свердловское медучилище, где проучилась три года и получила диплом. Начала работать по специальности в Свердловске. И в это время потянуло в небо. Услышав, что в здании на углу улиц 8 Марта - Малышева открывается аэроклуб, добилась зачисления в него. И летала пилотом - спортсменом до 1952 года. По воспоминаниям матери Веры Ивановны, маленькая Ира еще в трехлетнем возрасте на вопросы взрослых: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», отвечала: «Летчиком!». Такие заявления не делали ни старший брат, ни младший. Обе женщины не могли объяснить мне, что послужило поводом для такого твердого выбора профессии в таком раннем возрасте. Видимо, как говорится, это «на роду ей было написано». Да, судьба свела ее с начальником аэроклуба, которого по имени - отчеству добрым словом вспоминает и сегодня. В клубе занимались всего две девушки, других желающих просто «не пущали» - не женское это дело. Но судьбу тоже надо уметь держать в руках.
Согласно ходатайству Красноуфимского земства с 1 июня 1875 года в городе было открыто реальное училище в составе шести классов, с горнозаводским и сельскохозяйственным отделениями. Преподавание сельскохозяйственных наук в реальном училище началось в 1880 году. В этом же году на должность директора училища был назначен Николай Александрович Соковнин. Много сил и энергии отдал он становлению учебного заведения.
Для практического обучения сельскому хозяйству учащихся Н. А. Соковнин вначале организовал учебное хозяйство на участке земли в 30 гектаров. Он создал для производства дешевых машин механическую мастерскую, снабдив ее паровым двигателем. За три года в ней было изготовлено 73 пароконных плуга, 10 конных рядовых сеялок, 10 молотилок, 3 сенокосилки с жатвенным прибором, 6 зерносушилок, большое количество борон.
Соковнин с первых же лет существования учебного хозяйства ходатайствовал перед правительством об отводе большого участка земли для фермы. В 1882 году участок земли в трех верстах от города был передан училищу. Воду возили на лошадях из Уфы, за 3,5 километра. Для фермы нужно было приобрести племенной скот. Все это требовало больших средств и времени, но Соковнин настойчиво добивался намеченного.
К 1887 году на полях учебного хозяйства были введены севообороты с травосеянием. Появилось и опытное поле, на котором проводилась научно-исследовательская работа.
В январе 1883 года директор Красноуфимского реального училища был приглашен в губернское собрание. Комиссия выслушала мнение Соковнина о том, что хлебные запасы собираются недоброкачественные, неспелые, сорные, что способствует порче запасов семян. Губернское земство в течение 12 лет (до 1883 года) своего существования ничего не сделало в отношении улучшения сельского хозяйства, а Красноуфимское уездное земство устроило даже свою сельскохозяйственную ферму благодаря, конечно, стараниям Н. А. Соковнина.
Хотя губернское собрание в одном из предыдущих заседаний не признало за Красноуфимской фермой общегубернского значения, но услугами ее пользовались и другие уезды. Например, Екатеринбургское земство в 1883 году выписало семена уже не из Петербурга, а из Красноуфимска.