Первый автобусный маршрут в октябре 1951 года соединил железнодорожный вокзал и Барабу. Следуя этим маршрутом, водитель совершал в пути всего шесть остановок: «Техшкола», «Голубой Дунай», «Банная» (стадиона еще не было), «Центр» (у раймага по ул. Ленина), «Лагерная» (на подъеме по ул. Трескова), «Школа №9».
С января 1953 года автобусы стали ходить к ДРСУ (остановка «Дорожник»), а в 1957 году - до Красноуфимской МТС.
Маршруты движения у первых водителей в 1951 году были сложными и многоплановыми. В 7 часов утра первый автобус от вокзала шел в Барабу и возвращался на вокзал. Далее он следовал на Селекцию, а оттуда - на Лесозавод. В 10 часов этот автобус от гостиницы отправлялся в Ачит, а в 13 часов возвращался в город.
Второй автобус в 9 часов утра от колхозного рынка отправлялся через Манчаж в Арти. В Красноуфимск он возвращался в 15 часов, а вечером ходил по городу. Третий автобус в основном был на ремонте.
В январе и апреле 1952 года в автотранспортную контору (АТК) поступили пять автобусов ЗИС-8 довоенного производства и два новых ПАЗ-651. Это позволило руководителям АТК пустить по маршруту «Вокзал - Бараба» четыре автобуса, а по маршруту «Селекция-Лесозавод» - два.
Тогда, в 52-м, были открыты маршруты: «Красноуфимск-Сажино» (автобус ПАЗ-651), «Красноуфимск-Н-Иргинск» (ПАЗ-651). Из города в Усть- Баяк (через Крылово) и в поселок Сарана стали ходить грузотакси - автомобили ГАЗ-51, крытые тентом и с лавками в кузове.
Летом 1955 года по старой горной дороге, петлявшей по всем населенным пунктам, стал ходить раз в сутки «пазик» в Свердловск. Рейс длился 8 часов. Водитель и кондуктор останавливались на ночь в Доме крестьянина, а утром выезжали назад. В Красноуфимске пассажиров садилось мало (попасть в областной центр поездом было удобнее и быстрее), а вот в селах и деревнях садилось много пассажиров. С 1958 года в Свердловск стали ходить ЗИСы, большей вместимостью, чем «пазики».
Первый автобус ЗИС-155 в АТК поступил в мае 1953 года. Городская газета «Ленинский путь» тогда опубликовала фотографию нового автобуса и его водителя В.И.Долгополова.
Владимир Иванович вспоминает: «Я пришел в АТК в феврале 1952 года и стал работать на ЗИСе-8». Жители города редко пользовались услугами автобусов, а по привычке шли пешком. Некоторые говорили: «Лучше я пачку папирос куплю...». В те годы самые дешевые сигареты «Прибой» и «Прима» стоили 12 копеек, самый дорогой первосортный саранинский хлеб - 28 копеек килограмм, а проезд в автобусе - 15 копеек, независимо от расстояния. Начальник АТК А.Согрин нас учил: «Ребята, рейсов делайте побольше (расписания движения еще не было, а зарплата начислялась от километража), людям надо доказать, что ездить на автобусах удобно и выгодно». Летом 53-го в моем автобусе пассажиров стало много, а в 1954 году горожане воспринимали автобусное движение как должное.
На ЗИСах-155 в середине 50-х работали Валентин Сысоев и Афанасий Шевелин (гаражный номер автобуса - 51), Григорий Русинов и Геннадий Терентьев (№91), Петр Корзников и Михаил Абрамов (№ 107), Вениамин Васильевич Блаженков и Александр Комаров (№ 240), Владимир Долгополов и Анатолий Хрущев (№ 241).
В те годы большая часть различных грузов перевозилась на гужевом транспорте, Многие организации и учреждения автотранспорта не имели. С целью оказания им помощи и была создана автотранспортная контора. Ее руководители постоянно выделяли машины мясокомбинату, пивзаводу (стал действующим в 1959 году), заводу диетпродуктов (в 1962 году). Самосвалы и грузовики направлялись в школы, детсады и ясли, больницы и аптеки. Наиважнейшей задачей являлась доставка дров. Их возили круглый год, но зимой более интенсивно, поскольку летом технику отправляли в колхозы района и на целину для уборки урожая. Дрова возили и для населения города и окрестностей. Плата за перевозку грузов составляла 2 рубля за один километр. Зарплата у низкооплачиваемых работников была 250-350 рублей в месяц.
На грузовых автомобилях в 50-е годы добросовестно трудились Петр Закорюкин, Анатолий Кондрашин, Григорий Усолкин, Александр Ташкинов, Михаил Мартюшев, Александр Кавардаков, Эдуард и Валерий Молочниковы...
Летом 1953 года только что полученные новенькие ГАЗ-51 (5 штук) были отправлены на уборку урожая в колхоз «Вперед» (д.Подгорная). На этих автомобилях отличились Александр Масленников, Анатолий Прибытков и Виктор Лешков. В короткой истории АТК это была первая уборка зерновых...
Газета «Ленинский путь» 12 сентября 1956 года сообщала читателям: «Среди водителей грузовых автомобилей автотранспортной конторы, занятых на вывозке зерна из колхозов, развернулось соревнование за быстрейшее выполнение установленного задания. Лучших показателей добился шофер Старовойтов. На автомобиле ГАЗ-51 он уже выполнил 3497 тонно-километров (сезонное задание 5 тысяч тоннокилометров). Среди водителей автомашин марки ЗИС-150 первенство держит Таухит Мустафин. Лучшим на ЗИСе-5 является Иван Швалев. Ежедневно перевыполняют план Гайдулин, Гарифьян Шакирьянов, Евгений Кокшаров, Вячеслав Кашин.
В 1952 году в АТК поступили две «Победы», а на следующий год - еще три легковушки.
Три машины использовали в качестве такси, одну «Победу» постоянно выделяли Госбанку, а на пятой - ездили контролеры.
Красноуфимцы и гости города услугами такси в 50-е годы пользовались мало. Руководители АТК больше легковых машин не получали, лишь в середине 60-х годов «Победы» были заменены «Волгами».
В 52-м в АТК поступили 10 самосвалов ГАЗ-93 (на базе ГАЗ-51) и 8 специальных автомобилей, из которых три предназначались для перевозки хлебобулочных изделий, а пять - почты по району.
По состоянию на 1 января 1954 года АТК имела 44 единицы подвижного состава, в том числе, 30 грузовых автомобилей, 9 автобусов (все новые), 5 легковых машин «Победа» и 114 человек работников.
Таким образом, за несколько лет со дня образования автотранспортная контора стала играть важную роль в жизни города и района. Она превратилась в крепкое хозяйство с современной для того времени техникой и удовлетворительной материальной базой.
В. Подгайный, г. Красноуфимск
// Городок. - 2001. - 3 авг. (№ 31). - С. 10-11