После революции и гражданской войны Красноуфимск был обычным районным центром, где экономической основой было сельское хозяйство, и только железнодорожное депо являлось “оплотом" индустриального развития и деятельности технической интеллигенции. У работающих в депо и в паровозных бригадах было какое-то особое чувство профессиональной гордости. Все они старались делать добротно и качественно. Когда репродукторы “объявили беду”, железнодорожники сразу начали думать, чем помочь фронту: многие подали заявление об отправке на фронт, другие перечисляли значительную часть своего заработка в фонд обороны страны. Но самым весомым вкладом в защиту Отечества стало строительство осенью 1941 года могучего боевого бронепоезда. Строился он в паровозном депо. Участие в его постройке принимали более 100 железнодорожников станции Красноуфимск. Вот фамилии тольконекоторых из них: Кадочников И., Моржерин А. В.,Ханьжин И. И., Решетников А. Я. и др.
Для создания поезда были отремонтированы и специально подготовлены паровоз ОВ № 67-63” и две двухосные платформы. Строился бронепоезд в свободное от работы время. Бронелисты привезли сами железнодорожники с “Уратмаша”. Разрезали, сверлили, закрепляли на бронепоезде уже в самом депо. Паровозную бригаду набрали из своих же машинистов, слесарей, ремонтников. Но навооружении бронепоезда на ст. Канаш наша паровозная бригада была переведи на бронепоезд “Комсомолец Чувашии”. А наш бронепоезд, по праву названный “Красноуфимский железнодорожник”, воевал уже самостоятельно на Западном фронте. На его счету сотни уничтоженных вражеских солдат, десятки едениц боевой техники и, несмотря на множество прямых попаданий немецких снарядов в бронепоезд, броня, скрепленная уральцами, выдержала.
Мы уже писали а 25 номере “Городка” о создании осенью 1941 года в паровозном депо ст. Красноуфимск бронепоезда "Красноуфимский железнодорожник". В преддверии профессионального праздника железнодорожников мы расскажем вам о его боевом пути.
После вооружения пушками, пулеметами и боеприпасами на ст. Канаш наш бронепоезд был направлен на Западный фронт в г. Куйбышев (Самара) в распоряжение 34-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП), в который также входил бронепоезд "Смерть фашизму" №667. Бронепоезду "Красноуфимский железнодорожник" был присвоен номер 712. 20 апреля 1942 года команды бронепоездов были полностью укомплектованы, а оружие пристреляно и приведено в боевую готовность уже в Коломне (под Москвой). Командиром 712-го был назначен лейтенант Бондарь Ф. Т. С самого начала личный состав бронепоезда был многонациональным: русские, татары, узбеки, украинцы, белорусы, молдаване, киргизы, но это не помешала стать ему большой дружной боевой семьей. В бою бойцы проявляли максимум взаимопонимания и взаимовыручки, что помогало с большим успехом выполнять поставленные для бронепоезда боевые задачи. Из воспоминаний командира бро неплощадки № 1 Цветкова М. А.:
"14 марта 1943 года во время авианалета пулеметной очередью с немецкого самолета было пробито несколько снарядных гильз в стеллаже, в которых начал гореть порох, что угрожало взрывом бронеплощадки. Когда я собрался подавать команду экипажу остановить бронеплощадку..., вдруг Кадыш Сулейманов предложил открыть аварийный люк и выбросить с бронеплощадки загоревшиеся снаряды. Он сам металлическим зацепом доставал их из ячеек стеллажа, а мы сбрасывали снаряды через люк во время движения поезда. Всего было выброшено 8 снарядов. Так, благодаря смелости и находчивости Кадыша были спасены бронеплощадка и жизни членов экипажа.
Многие бойцы бронепоезда "Красноуфимский железнодорожник" были награждены за боевые заслуги орденами и медалями.
В составе 34-го ОДБП наш бронепоезд участвовал в боевых операциях под Воронежом, Харьковым, на Курской дуге, под Волчанском (Украина), под Кировградом (Украина), в Ясско-Кишиневской операции под Сучава (Румыния), под Мукачева (Чехословакия). Огнем своих пулеметов и пушек “Красноуфимский железнодорожник” поддерживал наступление нашей пехоты, отражая налеты немецкой авиации, охранял стратегически важные объекты (мосты, крупные станции) и, конечно же, подавлял артиллерийские и минометные батареи врага. Из письма лейтенанта Бондаря Ф. Т.: "27 января 1943 года на ст. Лиски у реки Дон мы вел огонь из всех видов оружия по позициям 2-й венгерской и 8-й итальянской армий. Было подавлено 12 артиллерийских и минометных батарей, 26 пулеметных гнезд, разрушены ДЗОТы, ДОТы, уничтожено много солдат и офицеров противника".
За бронепоездами немецкая авиация устроила настоящую охоту, Из письма бойца Володи Важенцова "Дорогая мамочка!. Сейчас я на бронепоезде "Красноуфимский железнодорожник”. Было глупо думать, что бронепоезда не воюют в современной войне. Они также бьют врага, как и наши артиллеристы. Недаром каждое утро, пытаясь обнаружил нас, летает немецкий самолет “Фокке-Вульф”, а по-фронтовому "горбатый Фока"... 3 ноября 1942 г.1
От беспрерывных авианалетов бронепоезд Ns712 получил много серьезных повреждений и понес потери в личном составе, поэтому в августе 1943 года был отправлен на ремонт в Тамбов, где и получил новое пополнение личного состава девушек-добровольцев с освобожденной территории Украины. Красивые, молодые, они сразу завоевав сердца суровых воинов. Особенно с теплотой вспоминают бойцы санинструктора Таню Барабаш. Веселая, озорная, она стала душой экипажа Здесь же в Тамбове произошла смена командного состава. Командиром бронепоезда № 712 стал старший лейтенант Новоселов Л. Ф.
Но не только в боях с фашистом принимал участие наш бронепоезд. Во Львовской области в январе 1945 года он принимал участи в уничтожении бандеровских отрядов.
Победа застала бронепоезд на станции Колчино (Чехословакия). 9 августа 1945 года 34-й ОДБП былрасформирован, а бронепоезда отправлены на переплавку.
А. Кузнецов
//Городок. - 1996. - 21 июля (№ 25). - С. 2, 2 авг. (№ 31). - С. 2