Вдумайтесь: зданию собора святой Троицы, которую в народе называют "белой церковью", построенному на высоком скальном берегу реки Уфы, - 200 лет! Его колокола еще отзванивали победу России над Наполеоном. Но удивительно и другое: его рождение.
268 лет назад в глухом краю "басурман" на правом берегу реки была заложена маленькая бревенчатая крепость Красноуфимск. Первой на территории крепости была построена небольшая деревянная Никольская церковь (на месте, где теперь переулок Пролетарский). Казалось бы, что еще надо только что зарождающему поселению? Но уже спустя 68 лет в городке была возведена бело-серая громада - Свято-Троицкий собор, первое каменное здание.
Видимо, поселенцы решили строить на века! Почему-то мне вспоминаются по этому поводу строки из Пушкина: "Отсель грозить мы будем...". Кто были строители, возводившие здание, кто архитектор, умудрившийся совместить причудливый стиль барокко со строгим классицизмом, - загадка. К сожалению, до сих пор и по основателю города нет конкретных данных, хотя газета "Знак вопроса" делала запросы в госархивы, вплоть до Москвы.
В общем, двести лет назад так и стали существовать вместе неказистая казачья караульная изба, сложенная из толстых бревен (она, кстати, тоже сохранилась до сих пор), невысокие деревянные постройки крепости, а рядом - взмахнувшая в небо православная церковь! Хотя, говорят, молились, в соборе не только православные. Во время ярмарок в город съезжались марийцы, татары, чуваши. Они тоже заходили в храм, покупали свечки и молились на своем языке. Видимо, народы раньше были более терпимы к вере друг друга...
Да и то сказать, крепость Красноуфимск в 1781 году уже становится уездным городом Пермской губернии. А уважающему себя городу не иметь величественного храма как бы не гоже. В конце 18 века в городе начали строить Свято-Троицкий собор, который был открыт в 1804 году. Кстати, копия этого храма (разумеется, в уменьшенном виде) позднее была возведена в селе Александровское.
Многое Свято-Троицкому собору пришлось пережить. После революции большинство культовых зданий были просто снесены с лица земли - это сооружение устояло. В начале 30-х годов 20 века с собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. Рассказывает очевидец Алексей Иванович Данилов, краевед, 1921 года рождения:
-На моих глазах это происходило, снег еще лежал. Я пацаном был, услышали мы с ребятами шум, видим, народ побежал к белой церкви. И мы ринулись. Веревками обвязали колокола, вниз сбросили... Ажурные кресты сняли. Иконы вытащили, костер разложили. Сейчас вот думаю, может, и ценные иконы там были, а их - в огонь. Еще запомнил, как известный на весь город Ваня-дурак приплясывал. В те годы атеизм в школах, по всей стране развивался, ни в черта, ни в бога не верили. Сколько исторических ценностей порушили!
Афанасий Петрович Журавлев, житель Красноуфимска, 1928 года рождения, добавляет:
- До войны, помню, приезжали мы с отцом на лошадке в город, останавливались на базарной площади возле белой церкви. На ней еще купол тогда был. И высокий, метров около десяти, шпиль. Колокольня и главный купол простояли до пятидесятых годов...
Здание собора со времен Великой Отечественной войны стало использоваться для нужд различных служебных контор. В конце 50-х годов верхняя часть здания была разобрана, нижняя - перестроена. А в годы моей юности это историческое сооружение казалось обшарпанным, старым зданием города. Учась в совхозе-техникуме, мы, студенты, ходили заниматься "в церковь", где были классы механизации. Занимались здесь и учащиеся медучилища. Еще, как утверждают старожилы, часть помещения занимала когда-то спичечная фабрика. Совсем недавно, в девяностых годах (и это знаем все), на первом этаже была столярка, на втором - клуб собаководов и автолюбителей (ДОСААФ), туристический клуб...
Что же изменилось за последние годы? Поднимаюсь по высокой, круто уходящей на второй этаж лестнице. Сколько ни бывала в этом здании, всегда удивляюсь его мощи: толстенные стены, подоконники шириной больше метра! В соборе идет служба, запах ладана распространяется по всему зданию. Кроме церкви, здесь расположен еще офис филиала страховой компании "Белая Башня". Рынок есть рынок... "Башня", как сказал настоятель собора отец Андрей Рыжаков, является спонсором, помогает денежными средствами, ведь расходы по восстановлению здания очень большие, еще приходится платить за отопление, электричество, налог на землю (к слову, прежде, 200 лет назад, по историческим справкам, собору принадлежало более 50 гектаров земли).
-Когда же над белой церковью вновь зазвонят колокола? - спросила я настоятеля.
-Колокола нам обещают, шесть-семь их необходимо. Но вначале колокольню возводить надо, проводить проектные работы. Пока все упирается в финансы.
Отец Андрей рассказал, что в соборе с нового года действует патронажная служба, сестры милосердия ухаживают за больными и престарелыми, работают с детьми из приюта. В соборе открыта воскресная школа для детей и для взрослых. "С Божьей помощью все наладится", - добавляет священнослужитель.
Выхожу из здания, смотрю на него как бы другими глазами. Белеет возле собора поклонный крест, навевая размышления… Да, это наша история, и какой бы она ни была, забвению ее предавать не стоит. И хочется сказать всем - хоть верующим, хоть атеистам: берегите исторические памятники! Не злобствовать, не разрушать, не поливать кровью, а с пониманием надо относиться к культурным ценностям любой эпохи: хоть крепостного права, хоть социализма, хоть капитализма. Увы, в людском обществе зачастую - крайности.
Добавлю, что этой (как определил редактор, "светской") статьей я не претендую на какие-либо краеведческие утверждения или религиозные убеждения. У меня вызывает восхищение сам факт - двухвековой юбилей первого каменного сооружения в городе, культуру и историю которого мы, жители 21 века, не только призваны создавать, но и охранять.
И нельзя не быть признательными за кропотливую работу нашим краеведам, как, например, Лилии Вишневской, Валерию Ганькину, Андрею Кузнецову… Радует, что за старшими "хранителями старины глубокой" уже идут юные исследователи родного края. Хороший реферат на тему "История Свято-Троицкого собора" написал учащийся школы искусств, юнкор нашей газеты Евгений Злобин. Значит, есть надежда, что мы не станем в будущем разрушать все до основанья, не будем жить Иванами, не помнящими ни своей истории, ни своей родословной.
Раиса МЕЗЕНЦЕВА
Новые лики
В последние недели Великого поста в красноуфимском Свято-Троицком соборе появились выполненные по каноническим правилам иконы с ликами наших новых святых великомучеников Алексея Будрина и Льва Ершова, чьи мощи хранятся в соборе. С появлением первой иконы, по словам настоятеля храма иерея Андрея Рыжакова, посветлели и обновились лики на старых иконах и проявились ранее невидимые надписи. К 200-летию собора будет готова и икона с изображением великомученика Александра Малиновского, о котором наша газета рассказала 25 марта (см. №13).
Соб. инф.
Мезенцева, Р. И зазвонят опять колокола... : [Из истории Свято-Троицкого собора] / Раиса Мезенцева // Знак вопроса. – 2004. - N 15. - С. 2.