В настоящее время статья 28 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…». Светский характер российского государства не препятствует желающим принимать участие в богослужениях. Но еще несколько десятилетий назад отношение к религии и церкви со стороны государства было совершенно другим.
Документы Государственного архива в г. Красноуфимске рассказывают о том, что в 1929 году в городе была развернута «антирелигиозная кампания», в ходе которой были закрыты «белая церковь» (Свято-Троицкий Собор), «красная церковь» (Собор Александра Невского). Протоколы собраний трудящихся, а также неорганизованного населения Красноуфимска, показывают, что в вышеуказанный период в городе развернулась яростная полемика, главным вопросом которой было закрытие всех церквей.
Вопреки требованиям атеистов Кладбищенская (Инннокентьевская) церковь не прекратила свою деятельность. В документах архива сохранились списки членов «староцерковной» и «обновленческой» общин верующих. Согласно документам Кладбищенская церковь на некоторое время была разделена пополам между двумя религиозными течениями. Верующие, помимо обязательства «беречь переданное достояние», дали обещание «не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления …, пускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных Советов Рабоче-Крестьянских Красноармейских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру имущества…». Церковь продолжила свою работу, но на основании протокола Заседания Президиума Красноуфимского Горсовета от 14 августа 1933 года над Кладбищенской церковью был запрещен колокольный звон, колокола были сняты и сданы в металлолом «для удовлетворения нужд промышленности».
В годы Великой Отечественной войны прихожане Иннокентьевской церкви выступили с обращением: «Братья христиане! Всем вам хорошо известно, какое небывало тяжелое время переживает наша Родина. Лютый враг вторгнулся в пределы наши, разрушая города, уничтожая села и деревни… Мы не можем остаться равнодушными и безучастными к такому великому страданию… Откликнемся от всего сердца, поможем Красной Армии… принесем пожертвования на оборону страны…».
Документы архива рассказывают о полном контроле деятельности Иннокентьевской церкви со стороны органов власти г. Красноуфимска в советский период. В Городском Совете была создана комиссия «по соблюдению законодательства о культах», которая занималась «вопросами состояния религиозности в городе». Задачами данной комиссии были: «анализ посещений церкви и проповеднической деятельности, проверка и изучение проведения религиозных обрядов, проведение финансовых ревизий церкви». Согласно выводам и заключениям комиссии посещаемость церкви была высокая, проповеди читались по воскресениям и религиозным праздникам, доходы церкви не снижались, а с каждым годом росли. Комиссия отмечала, что в церкви регулярно проводились религиозные обряды крещения, венчания, отпевания усопших. Согласно «Спискам на крещение Иннокентьевской церкви города Красноуфимска» в 70-е годы XX века в Красноуфимске принимали крещение преимущественно представители соседних районов и городов (Челябинска, Свердловска, Чайковского и др.). Крестные ходы по городу были строжайше запрещены. Для каждого обхода вокруг церкви отводилось не более 10 минут, при этом верующие обязаны были писать прошение на имя председателя Красноуфимского Горсовета и только после положительного ответа совершать религиозные обряды вне стен церкви.
В 2016 году Иннокентьевской церкви исполняется 130 лет. Дата установлена на основании «Адрес-календаря Пермской Епархии» от 1894 года. Небольшая, деревянная церковь на городском кладбище до настоящего времени продолжает свою работу. Претерпев небольшие изменения во внешнем облике, она любима и почитаема жителями города. Документы Государственного архива позволяют воссоздать небольшую часть исторического прошлого этого уникального памятника культуры и духовной жизни Красноуфимска.
Н.С. Тимофеева, заведующая отделом использования архивных документов и научно-справочного аппарата Государственного архива в г. Красноуфимске
//Городок. - 2016. - 26 февр. (№9). - С. 20