В двадцатых числах сентября юбилейного года все центральные газеты сообщили, о новых мировых рекордах, установленных шестью советскими летчицами на пассажирском самолете «ИЛ-62М». «Комсомольская правда» 17 сентября в репортаже «Выше облаков, быстрее ветра» писала: «Собственно, все началось с того, что все мужчины ушли. Это было одно из главных требований. Ушли инструкторы и техники. Отошли в сторону репортеры, сделав первый кадр, похожий на фотографии «на память».
Собственно, с этих первых репортажей, заметок в центральных газетах все началось и в нашем городе. Многие узнали в командире прославленного женского экипажа, после не раз показанного по телевизору, Ираиде Федоровне Вертипраховой свою землячку, а Вера Ивановна Вертипрахова — свою дочь.
Да, И. Ф. Вертипрахова — командир женского экипажа, установившего в канун 60-Летия Великого Октября пять мировых рекордов, родилась и выросла в Красноуфимске. Здесь и сейчас живут ее бабушка, мать, сестра. Здесь ее одноклассники, учителя. Сюда, в наш город, к самым близким людям сразу же после полетов всей душой рвалась Ираида Федоровна.
При встрече мать и бабушка не могли ничего говорить. Слезы радости и счастья — вот и все, чем они встретили дочь и внучку на родном пороге.
Прилетела Ираида Федоровна из Москвы на родину всего на несколько дней. Хотелось побыть с близкими, отдохнуть душой, успокоить старых матерей. А тут делегация из школы, где раньше училась сама. Что сказать им, нынешним пионерам и комсомольцам? Она-то прекрасно сейчас знает, что только человек поднимает самолет в воздух, учит умную машину не бояться высоты, скорости, расстояния. Человек может вывести машину на рекорд. В Советском Союзе воздушные лайнеры пилотируют около ста женщин. Для установления мировых рекордов выбрали шесть. Ираида — их командир. Почет и величайшая ответственность. На них смотрит весь мир...
А в этом мире затерялся маленький уральский городок, до боли любимый и близкий, И стены вот этой, обновившейся за последние годы школы, которую закончила она в первый послевоенный год. И восхищенные детские глаза. Многие из девчонок мечтают подняться в небо, может, и сбудется чья-то мечта.
— Это мой город, моя и ваша школа, — так начала свой рассказ раида Федоровна. — В любое время суток, когда пролетаю на Свердловск, я всегда ищу глазами Красноуфимск. Наша сосновая гора с высоты похожа на яйцо, хорошо, что на ней много зелени. Ночью я вижу огни станции...
После директор 86-й школы Юрий Степанович Попов — бывший одноклассник Ираиды Федоровны рассказал:
— Ира в детстве была заводилой не только девчонок. Вместе с нами каталась на коньках с горы, цеплялись мы и за машины. Рискованно, зато скорость. Сколько, Ира, варежек растеряла на дорогах?
— Жаль было не столько варежки, сколько валенки, — вспоминала Ираида Федоровна. — Без варежек кататься было можно, а вот без обутки... Тогда только мечтать могли о катках ледяных да коньках с ботинками.
И бабушку, и мать Ираиды Федоровны зовут одним именем — Вера. И бабушка, и мать мечтали, верили в лучшую судьбу своих детей. Вера победила — дочь их достигла высот и в прямом и в переносном смысле слова. Начинался путь к этим высотам нелегко и во многом неожиданно.
После седьмого класса Ираида поступила в Свердловский медицинский техникум и закончила его. Осталась работать в Свердловске. Но мечтала о небе. Однажды остановила на улице Белинского человека в летной форме (она и ныне, годы спустя, помнит этот случай до мелочей) и, безмерно удивив его, спросила, как можно стать летчицей
Человек рассказал ей, что до войны аэроклуб был по улице Малышева, 33. Ираида тут же направилась по указанному адресу и ошеломила будущего начальника аэроклуба. Клуб, оказывается, только собирался возобновлять свою работу. Внимательно выслушали девушку и пригласили прийти месяца через два с документами. Когда она пришла, ее фамилия стояла первой в списке, а в коридоре плакали девчонки, которых не взяли...
После двух лет обучения в аэроклубе Ираиду Вертипрахову направили как одну из лучших учениц в Саранскую авиашколу, а оттуда — уже инструктором по парашютному спорту в аэроклуб Красноярска.
Здесь Ираида Вертипрахова установила свой первый мировой рекорд с задержкой раскрытия парашюта — она распахнула его только на высоте 650 метров от земли.
— Очень странное ощущение испытала тогда, — рассказывает Ираида Федоровна, — на высоте 650 метров видела на земле мельчайшие детали — срезы колосков. Когда же купол раскрылся — видела под собой только поле. Приземлилась, смотрю, и правда, срезы колосков — вот они. Потом уже врачи, объяснили, что явление это естественное, на высоте увеличивается острота зрения.
В Красноярске познала Ираида Федоровна, что такое замкнутый круг. При ходит в авиапредприятие, просится на летную работу — не возьмем, говорят. Пишет в министерство, отвечают: не возражаем, на усмотрение местного руководства. А местное руководство — нет мест. Так продолжалось многие годы. И если бы не упорство — не осуществиться бы мечте никогда. Взяли вторым пилотом на АН-2, вскоре она стала командиром этой машины. Затем были полеты на «ИЛ-14» и «ИЛ-18». И, наконец, «ИЛ-62М», на котором и установлены мировые рекорды.
— Казалось, невозможно научиться понимать, чувствовать этот самолет, как я привыкла определять «настроение» своих прошлых машин, так сложна модель, — рассказывала Ираида Федоровна. — Но после нескольких пробных полетов поняла, что «ИЛ-62М» вполне подвластен моим рукам, научилась его слушать, понимать, — так любовно, как о ребенке, говорит Ираида Федоровна о самолете.
Ираиду Федоровну ждали дома, но после встречи в школе она приехала вместе с нами в редакцию и еще несколько часов рассказывала о своей нелегкой, полной героики жизни,
Как известно, исходным местом последнего мирового рекорда была избрана столица Болгарии. Очень хорошо встретили в Софии наших летчиц. Цветы, сувениры, экскурсии по стране, теплые проводы, дружеские пожелания, коробки с подарками, которые болгары просили распечатать после полета.
И вот опять одни в небе. Тринадцать часов без сна и отдыха, нет аппетита. Летели вдоль побережья Ледовитого океана, наблюдали северное сияние, потом повернули на Владивосток. Позади 10074 километра беспосадочного перелета. А на другой день героинь опять встречала Москва.
— До этих полетов подумывала я о пенсии, — сказала нам Ираида Федоровна. — А сейчас решила полетать еще несколько лет на «ТУ-154». Потом приеду в свой Красноуфимск.
После встречи с коллективами школы, редакции и типографии Ираида Федоровна на другой же день опять улетела в Москву, принимала участие в праздничных торжествах в столице, была вместе с подругами на Красной площади во время парада и демонстрации.
Л. ЛАДЫГИНА, Г. САБУРОВ.
//Вперед. 1977. - 22 нояб. - С. 3