История системы образования города Красноуфимска и Красноуфимского уезда нашла свое отражение в документах Государственного архива. В конце XIX начале XX века вопросы распространения грамотности среди населения были одними из самых главных и решались органами власти и управления в первую очередь.
В одном из Журналов Уездного Земского Собрания приведен доклад Красноуфимской Уездной Земской Управы «О начальном народном образовании», согласно которому в Красноуфимском Уезде в 1871 году функционировало 16 образовательных учреждений с охватом порядка 700 учащихся. В докладе значится, что «Управа признаетъ необходимымъ производить пособiя отъ земства на народное образование…», приводятся убедительные доводы о том, что нужно открывать все новые школы и училища в уезде. Кроме того, в этом же докладе обсуждаются проблемы обучения отдельных национальностей и женского населения: «…Управа считаетъ долгомъ присовокупить, что учрежденiе школъ грамотности, между татарскимъ и черемисскимъ населенiем – одинаково должно быть желательно и необходимо…», «… не менее необходимо обратить вниманiе на распространенiе въ уезде грамотности между женским поломъ, для чего открыть женское отделенiе…».
Большое внимание в журналах Земства уделяется вопросу о попечительстве. Попечители народных училищ (школ) заботились о благосостоянии учебных заведений, оказывали материальную поддержку. В 1889 году в Красноуфимске было учреждено общество попечения о народном образовании. Согласно «Уставу общества», цель его деятельности состояла в оказании помощи нуждающимся ученикам, в выдаче пособий училищам на приобретение учебных принадлежностей, в устройстве общежития для иногородних учеников и т.д. Почетный краевед г. Красноуфимска М.Н. Соколова в своей работе «Попечители. Общество попечения о народном образовании Красноуфимского уезда» отмечает, что «в роли попечителей были дворяне, чиновники, купцы, священники, мещане, крестьяне… За каждый учебный год работа попечителей оценивалась: отмечались лучшие, иногда кого-то предлагалось заменить». Анализируя документы архива, можно сделать вывод, что такое явление как попечительство, было неотъемлемой частью системы образования города и уезда. Оно приносило видимую пользу учебным заведениям и обеспечивало их развитие.
«В XX веке волна революционных настроений проникла и в учительскую среду. Образовался Всероссийский учительский Союз, начали создаваться Союзы на местах» — выдержка из материалов, собранных М.Н. Соколовой. Интересен тот факт, что при Учительском Союзе был учрежден «Суд чести», который преследовал цель – оберегать честь и достоинство учительского звания в глазах сограждан. Судебные заседания могли быть гласными и закрытыми. Рассмотрению суда чести подлежали поступки членов Учительского Союза, которые, будучи оставлены без выяснения, набрасывали тень на доброе звание учителя.
Документы архива рассказывают о том, что Закон Божий был обязателен для образовательных учреждений, эта дисциплина была отменена только после революции 1917 года. В «Дневнике для записывания уроков на первое полугодие 1899 года ученика I класса Красноуфимского реального училища Владимира Голубцова» в разделе «Правила для учеников реальных училищ» на первом месте значатся правила, которые ученики обязаны были соблюдать «относительно религиозных обязанностей», и только после них «правила, относительно учения». Перечень основных предметов, приведенный в дневнике — русский язык, алгебра, геометрия, география, история, позволяет провести параллель с современностью, а разнообразие языков, изучаемых в конце XIX века – латинский, греческий, немецкий, французский, «туземный», удивляет и восхищает.
Документы архива – это бесценный источник информации, богатое наследие духовных и культурных традиций города Красноуфимска и Красноуфимского уезда, которое позволяет обратиться к прошлому, но при этом «заставляет думать не только о минувшем, но и о том, как мы сейчас живем».
Н.С. Тимофеева, заведующая отделом использования архивных документов и НСА Государственного архива в г. Красноуфимске
//Городок. - 2015. - 16 окт. (№ 42). - С. 18