Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

С середины  двадцатых годов педагогическое учебное заведение набирает силу. Контингент год от года увеличивается: в 1925-26 учебном году обучается уже 167 человек, несмотря на тяжелые бытовые условия. У многих студентов не было даже смены  белья, не говоря уже о приличной одежде и обуви: лапти, холщевые рубахи, за­латанные зипуны. Для студентов надо было оборудовать общежития, столовую, баню, обеспечить постельными принадлежностями - необходимо было удержать принятый состав, добиться стопроцентной посещаемости. Вновь поступившие - в основном дети бедных крестьян, сироты, воспитанники детских домов, беспризорники. Стипендию получали не все, а иных средств существования у многих не было. Облегчал положение студентов принцип коллективного распределения стипендиальных средств, а также помощь учебного совхоза, за счет продуктов которого было организовано дополнительное горячее питание.

Но, преодолевая все эти трудности, число студентов росло и к 1930 году достигло 247 человек. Педтехникум превращается в крупное учебное заведение. В нем создаются новые отделения: дошкольное, политико-просветительное, полеводческое. Здесь устраиваются съезды-совещания учителей, политпросветработников, ликвидаторов неграмотности для обсуждения организационных и методических вопросов с целью повышения деловой и политической подготовки кадров.

С 1927 по 1935 годы Урал-Марийский педтехникум по заданию областных организаций осуществлял также проведение курсов по подготовке председателей и секретарей сельсоветов, секретарей партийных организаций колхозов, комсомольских работников, женорганизаторов, ликвидаторов неграмотности и др. Кроме того, техникум во время школьных каникул устраивал совещания-конференции учителей, оказывая им повседневную учебно-методическую помощь. Преподаватели принимали активное участие в обследовании марийских школ.

В 1928 году на базе учебного заведения проведено совещание селькоров центральной Московской марийской газеты «Марий ял» («Марийская деревня»).

В 1932 году уралобкомом партии была создана областная марийская газета «Социализм Корно». По совместительству редактором этой газеты утвержден директор Урал-Марийского педтехникума В.Е. Бельский. Koллектив студентов и преподавателей включился в газетно-журналистскую селькоровскую деятельность. Здесь организуется работа стенкоров, юнкоров, селькоров, военкоров и начинающих писателей.

Именно в эти годы учился в педтехникуме Эрыкан (Семенов Алексей Николаевич); в будущем - крупный марийский писатель. Родился он в 1912 году в деревне Андрейково Артинского района Свердловской области в семье сельского учителя. После окончания педтехникума работал здесь же преподавателем марийского языка и литературы, затем - в редакциях различных газет. Начал печататься с 1925 года. Литературные познания обогатил во время учебы в Красноуфимском техникуме, где учился с 1927 года и был активным членом литературного кружка. Начинал с 1928 года, на страницах местных журналов и газет один за другим появляются его рассказы: «Красные партизань», «На жатве», «Новое побеждает», в которых Семенов писал о гражданской войне, о создании колхозов в деревне. Свои первые рассказы подписывал «Семенов-Сельский», Ал. Акрейн», а позже взял псевдоним «Эрыкан», что в переводе с марийского означает «свободный». В марте 1931 года его вызвали на ра6оту в Москву в редакцию газеты «Марий ял», которая вскоре была переведена в Йошкар-Олу, где Семенов работает ответственным секретарем редакции «Марий коммуна». Крупными его произведениями являются: роман «В огне борьбы», повесть «Фронтовики», роман «Чолпан Иван». Он перевел на марийский язык роман М. Шолохова «Поднятая целина», пьесу В. Гусева «Слава», Был членом «Союза писателей». Умер в 1957 году. То, что успел сделать Эрыкан за свою короткую творческую жизнь, оставило заметный след в марийской литературе. Его произведения стали художественной ценностью не только для его родного народа, но и для всех российских людей.

// Вперед. – 1999. -14 июля. – С. 3